ПУСТОЦВЕТ / szena

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ИВАН ЕРОФЕЕВ

12 October, 2020

ВЕРНИСАЖ – рубрика, в которой мы показываем интересные выставки (и на которые мы сами хотим успеть сходить).
7 октября в галерее cцена/szena открылась персональная выставка Антона Кушаева 'Пустоцвет'. Помимо серии живописных работ, на выставке представлены объекты из керамики.

Проект можно увидеть до 20 ноября в пространстве Рихтер по адресу ул. Пятницкая, 42.

Антон Кушаев (р. 1983, Москва) живет и работает в Москве. Окончил Московское училище прикладных искусств, Иконописную школу при Московской Духовной Академии и Институт современного искусства 'БАЗА'. Первая персональная выставка Кушаева состоялась в рамках проекта СТАРТ в ЦСИ Винзавод. В 2020 году стал участником 2-ой Триеннале российского современного искусства в ЦСИ 'Гараж'.


Соединяя на своих полотнах изображения предметов, наделенных неоднозначным символическим значением, Антон Кушаев создает работы, открытые для интерпретаций. Художник с легкостью запускает воображение зрителя, предлагая ему расшифровать несложные на первый взгляд сюжеты, которые в попытке дешифровки только умножают число возможных смыслов. Особенное значение на картинах играет принципиальное отсутствие не просто фигуры человека, но следов человеческого присутствия. Эффект 'нерукотворности' композиций Кушаева создает магический эффект, позволяющий удерживать внимание в попытке найти ключ к истинному прочтению.

У тяжелого, легкого, мазка, лессировки, верха и низа нет четких координат. У любой европейской картины есть финал, который читается либо непосредственно в ее формальном строении, либо в последовательности эпизодов библейского мифа, где она занимает определенное место. Но в интерьерах Кушаева сценография не предполагает этапности и перерождения. На одних работах похожие на головоломки строения убраны растительностью, дышат дымом и огнем. На других – довольно минималистичные по меркам Кушаева натюрморты, в которых небывалые цветы, выдернутые из земли, парят над электрической синевой или красуются на фоне грин-скрина. Элегия на смерть будущего? Тщета нейронных сетей? И это, и то, и все, что вообще возможно осознать как расшифровку набора знаков. Кушаев пользуется языком иконописи и алхимии, сводя элементы в неоготический синтез. Визуально это напоминает очередной виток модерна и символизма, и наиболее насыщенным историческим прочтением его работ был бы набор отсылок к Билибину, Шехтелю или Врубелю. Не менее привлекательным был бы путь интерпретации, на котором Кушаев оглядывается в 1960-е и смотрит на метафизиков андеграунда.

Валентин Дьяконов

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: ИВАН ЕРОФЕЕВ

12 October, 2020