Хороший пример: выставка «Скрытое» в «Третьем месте» в Санкт-Петербурге
С 20 сентября в Санкт-Петербурге на площадке «Третье место» — историческом особняке XIX века — открыта выставка «Скрытое». Проект отсылает к одноименному фильму Михаэля Ханеке и ставит вопросы о страхе Другого, моральном выборе и влиянии прошлого на настоящее. В выставке участвуют Лиза Бобкова, Евгений Гранильщиков, Катя Исаева, Андрей Кузькин, Олеся Лавриненко, Иван Новиков, Мика Плутицкая, Руслан Поланин, Владимир Потапов, Сергей Прокофьев, Игорь Самолёт, Хаим Сокол, Анастасия Цайдер, AES+F.
Мы поговорили с куратором Анной Журбой о том, какое влияние оказал творческий метод австрийского режиссера на проект, и как готовилась выставка в пространстве особняка.
Анна Журба
куратор
О значении отсылки к Ханеке
С одной стороны, связка важна, потому что тот тон непрямого высказывания, который берет Ханеке в своем фильме, мне кажется очень продуктивным. Мы живем в ситуации, когда прямое высказывание невозможно, выставки без высказывания мне самой не интересны, поэтому внимательное всматривание в этот фильм для меня, как человека, ищущего путь к диалогу со зрителем, оказалось важным инструментом. Вспомнить фильмографию Ханеке, который создал кинематографическую энциклопедию насилия, тоже мне кажется крайне важным. Ну и если переходить на уровень размышлений, а не метода — часто, чтобы посмотреть на себя, нам нужна дистанция, и вот я предлагаю этот фильм, как такую дистанцию.
О художниках и пространстве
«Как вы выбирали художников для участия в проекте?» — этот вопрос почему-то часто задают журналисты, но я не до конца понимаю его смысл. Выбирала, как и всегда — безусловно, есть ряд художников, с которыми я работаю уже много лет, но есть и естественный кураторский интерес в проведении исследования, опыте работы с художниками, за которыми ты давно следишь, хорошо знаешь их работу, но вы еще не делали проекты вместе. Ну и, конечно, серьезным актором в подготовке выставки было само пространство: его возможности и ограничения, его великолепие и почти непреодолимые трудности. Пожалуй, в моей практике площадка, ее архитектура и особенности, еще никогда не оказывали столь сильного влияния на формирование проекта.
О сложности работы над выставкой
Думаю, вы без лишних слов и комментариев понимаете, как трудно сейчас сделать выставку, особенно, если отказаться от очень популярного сейчас ухода в декоративность. И, думаю, эти трудности должны оставаться внутри процесса, чтобы, в том числе, не отбивать желание делать выставки вовсе.