Хороший пример: выставка «Скрытое» в «Третьем месте» в Санкт-Петербурге

ВЫСТАВКИ

Фото: Елена Пчельникова, предоставлено PR-службой «Третьего места»

27 September, 2024

С 20 сентября в Санкт-Петербурге на площадке «Третье место» — историческом особняке XIX века — открыта выставка «Скрытое». Проект отсылает к одноименному фильму Михаэля Ханеке и ставит вопросы о страхе Другого, моральном выборе и влиянии прошлого на настоящее. В выставке участвуют Лиза Бобкова, Евгений Гранильщиков, Катя Исаева, Андрей Кузькин, Олеся Лавриненко, Иван Новиков, Мика Плутицкая, Руслан Поланин, Владимир Потапов, Сергей Прокофьев, Игорь Самолёт, Хаим Сокол, Анастасия Цайдер, AES+F.

Мы поговорили с куратором Анной Журбой о том, какое влияние оказал творческий метод австрийского режиссера на проект, и как готовилась выставка в пространстве особняка.

  • Хаим Сокол, «Званавес», 2013; Хаим Сокол, «Перед бурей», 2012.
    Хаим Сокол, «Званавес», 2013; Хаим Сокол, «Перед бурей», 2012.
  • Владимир Потапов, из серии «Огненная графика», 2024.
    Владимир Потапов, из серии «Огненная графика», 2024.
  • Мика Плутицкая, «Тост за великий русский народ» из серии «После», 2022.
    Мика Плутицкая, «Тост за великий русский народ» из серии «После», 2022.
  • Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
    Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
  • Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
    Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
  • Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
    Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте», 2021.
  • Катя Исаева, «Кабинет Кристобаля Хозевича Хунты, таксидермиста», 2024.
    Катя Исаева, «Кабинет Кристобаля Хозевича Хунты, таксидермиста», 2024.
  • Игорь Самолет, «Кричать на море», 2023/2024.
    Игорь Самолет, «Кричать на море», 2023/2024.

Андрей Кузькин, «Все впереди», 2011.

Анна Журба

куратор

О значении отсылки к Ханеке

С одной стороны, связка важна, потому что тот тон непрямого высказывания, который берет Ханеке в своем фильме, мне кажется очень продуктивным. Мы живем в ситуации, когда прямое высказывание невозможно, выставки без высказывания мне самой не интересны, поэтому внимательное всматривание в этот фильм для меня, как человека, ищущего путь к диалогу со зрителем, оказалось важным инструментом. Вспомнить фильмографию Ханеке, который создал кинематографическую энциклопедию насилия, тоже мне кажется крайне важным. Ну и если переходить на уровень размышлений, а не метода — часто, чтобы посмотреть на себя, нам нужна дистанция, и вот я предлагаю этот фильм, как такую дистанцию.

О художниках и пространстве

«Как вы выбирали художников для участия в проекте?» — этот вопрос почему-то часто задают журналисты, но я не до конца понимаю его смысл. Выбирала, как и всегда — безусловно, есть ряд художников, с которыми я работаю уже много лет, но есть и естественный кураторский интерес в проведении исследования, опыте работы с художниками, за которыми ты давно следишь, хорошо знаешь их работу, но вы еще не делали проекты вместе. Ну и, конечно, серьезным актором в подготовке выставки было само пространство: его возможности и ограничения, его великолепие и почти непреодолимые трудности. Пожалуй, в моей практике площадка, ее архитектура и особенности, еще никогда не оказывали столь сильного влияния на формирование проекта.

О сложности работы над выставкой

Думаю, вы без лишних слов и комментариев понимаете, как трудно сейчас сделать выставку, особенно, если отказаться от очень популярного сейчас ухода в декоративность. И, думаю, эти трудности должны оставаться внутри процесса, чтобы, в том числе, не отбивать желание делать выставки вовсе.

  • Владимир Потапов, из серии «Огненная графика», 2024.
    Владимир Потапов, из серии «Огненная графика», 2024.
  • Анастасия Цайдер, из проекта «НИИ», 2017.
    Анастасия Цайдер, из проекта «НИИ», 2017.
  • Анастасия Цайдер, из проекта «НИИ», 2017.
    Анастасия Цайдер, из проекта «НИИ», 2017.
  • Иван Новиков, серия 9 из проекта «Синий», 2022 — по сегодняшний день.
    Иван Новиков, серия 9 из проекта «Синий», 2022 — по сегодняшний день.
  • Лиза Бобкова, ''Memory on the threshold of detectability'', 2024.
    Лиза Бобкова, ''Memory on the threshold of detectability'', 2024.
  • Олеся Лавриненко, «Предстоящие», 2024.
    Олеся Лавриненко, «Предстоящие», 2024.
  • Олеся Лавриненко, «Предстоящие», 2024.
    Олеся Лавриненко, «Предстоящие», 2024.
  • Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
    Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
  • Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
    Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
  • Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
    Руслан Поланин, «Призраки эмиграции», 2024.
ВЫСТАВКИ

Фото: Елена Пчельникова, предоставлено PR-службой «Третьего места»

27 September, 2024