Саша Бланарь о том, как в эти дни важно поддерживать друг друга
В этот сложный месяц мы рассказывали о том, как позаботиться о себе, найти работу, продвигать себя на Западе. А сейчас публикуем очень добрую колонку Саши Бланаря, сооснователя Blanar Art Communications Bureau, о том, как важно быть друг для друга опорой, и что конкретное можно сделать для этого.
Речь пойдет исключительно о маленьком мире российского современного искусства.
С конца февраля и в течение всего марта большую часть времени я провожу на телефоне. И это не рабочие вопросы — это звонки друзей, знакомых, коллег, которые хотят просто услышать «как ты, где ты» и попытаться понять, есть ли что-то светлое дальше.
Не потеряться в потоке собственных мыслей и новостей помогают разговоры и встречи.
Особенно ценно и важно общение с художниками, которые чувствуют мир тоньше, улавливая множество вибраций. А выцепить что-то хорошее из потока негатива кажется невозможным даже тем, кто не отличался особой эмпатией. Для многих из них создание новых работ сейчас становится вопросом морального выживания. Просто встать, пойти в мастерскую и начать работать — уже требует множества усилий. Иногда это кажется невозможным (да, это слово я повторяю слишком часто, но именно оно отражает все мои мысли последних недель). И в какой-то момент своей жизни я прошел через депрессию, когда даже взять телефон и ответить на сообщение — не представлялось возможным.
В панике мы с вами оказались в разных городах мира, да даже разные районы Москвы сейчас кажутся очень далекими, иногда страшно пересекать целый город.
Какие маленькие правила я придумал для себя?
Вспомнив о человеке, я пишу и спрашиваю, где он и как он. Мне важно знать, что с хорошим человеком все хорошо.
Если мне кто-то не отвечает и оставляет сообщение «прочитано», я не обижаюсь и не злюсь. А это очень сложно для меня. Я понимаю, что сейчас этот кто-то может быть слишком погружен в себя.
Несмотря ни на что, я продолжаю слать фотографии, скриншоты песен или записываю глупые видео, где кривляюсь под песни Максим. И мне становится лучше, и моим друзьям смешно. И на эти 13 секунд мы забываем обо всем плохом.
Мы вместе придумываем идеи новых проектов, колонок, материалов. И представляем, как и где это можно воплотить. Для этого не нужно знать помещение, сроки или реально готовиться. Создавайте проект мечты в мечтах. Объединяйтесь в мечтах и творите самые смелые поступки.
Наслаждайтесь солнечным светом. Хорошей погодой. Снегом в лицо. Ветром. Дышите воздухом.
Любите друг друга. Необязательно на 100%, можно на имеющиеся 10%. Главное — продолжайте любить.
И каждый сейчас ищет свой способ помочь другому. Короткий разговор, глупая песня, внезапное сообщение — «ты молодец!» — эти мелочи могут перевернуть весь день и смотивировать прожить его.
Художница Вика Кошелева сказала мне, что впервые за долгое время в мастерской она работает не только для какого-то проекта. А для себя. И это немного новое ощущение.
Готовя несколько новых проектов и предлагая художникам там поучаствовать, я услышал фразы, которые одновременно вдохновили и ужаснули. «Спасибо за стимул, а то я умираю». И это не фигура речи. Когда ты чувствуешь тоньше других, от всего происходящего ты действительно медленно умираешь.
Кто-то из кураторов не выходит на связь. Просто потому что иногда им сложно поднять трубку или написать сообщение. Мы все слегка напуганы культурой отмены. И мы хотим показать, что несмотря на отсутствие института репутации, у нас есть принципы, и мы всё запомним. И в голове постоянно циркулируют мысли: «а он высказался? а я могу с ним общаться, ставить лайк, отвечать, включаться в проект?». И эти судороги не дают нам спокойно творить и работать. Но не работать невозможно. Опять это страшное слово.
И если пока публично высказываться мы не можем, то надо говорить друг с другом. Своим любимым друзьям я снова и снова записываю дурацкие видео. Потому что мне хочется быть рядом с ними. Мне хочется обсуждать далекие проекты, которые когда-то мы сможем сделать. Мне хочется мечтать о новых зинах, выставках, проектах. Запустить фонд поддержки. Фонд моральной поддержки людей из арт-сообщества.