«Секретный миллионер», художник-швейцар и открытые мастерские: главные события десятилетия студии «Тихая»

Новости

Фото: студия «Тихая», телеканал «Пятница», Анатолий Козьма, Варвара Топленникова, Анастасия Воронина, Фёдор Махлаюк

14 April, 2025

За десять лет жизни нижегородская студия «Тихая» успела стать культовым местом для любителей искусства. Студия прошла несколько ремонтов и была адаптирована под нужды художников, собрала вокруг себя крепкое коммьюнити и превратилась в важную институцию. 20 апреля в «Тихой» откроется выставка «Наши двери всегда закрыты», приуроченная к десятилетию.

Попросили рассказать команду, резидентов и друзей «Тихой» о важных событиях, произошедших за десять лет, — от создания мастерской и крупного пожертвования миллионера до издания книги и появления открытого хранения.

Слева: Андрей Оленев. Здание студии «Тихая». 2025. Цифровой рисунок; справа: Андрей Оленев. Интерьер мастерской. 2025. Цифровой рисунок

«Тихая». Начало

Артём Филатов, художник: «По первоначальной задумке "‎Тихая"‎ должна была стать печатной мастерской. Вместе с художником Тимофеем Маляровым мы собирались заниматься шелкографией — изготавливать мерч и тиражное искусство, наш товарищ сам собрал карусельный станок для шелкографической печати. Уже тогда Тимофей был увлечен тай-дай — поначалу мы даже хотели назвать мастерскую "‎Пацифик"‎. Маляров давно не работает в студии, но успешно занимается своим брендом красителей, а недавно открыл мастерскую ручной печати "‎Рука"‎ с художником Ильей Барабиным.

В 2014–2015 годах я хотел заниматься ручной печатью ввиду ее близости культуре уличного искусства. Помню, в одном документальном фильме я увидел ангар Дэвида Чо: в большом помещении в два ряда располагались длинные столы с отпечатанными листами, которые художник по очереди подписывал. Тогда всё это было в новинку! Мы пробовали разные материалы, экспериментировали, старались почерпнуть как можно больше информации из разных источников и приглашали всех знакомых присоединиться к нам, попробовать что-то напечатать.

Мастерская дала возможность возобновить старые отношения. С художниками Антоном Мороковым, Андреем Оленевым и Яковом Хоревым до появления "‎Тихой"‎ мы не общались несколько лет».

Александр Лавров, Артём Филатов, Дмитрий Волков в студии «Тихая». Стоп-кадры из реалити-шоу «Секретный миллионер». 2017

Реалити-шоу «Секретный миллионер»

Артём Филатов: «В начале 2016 года ко мне обратились сотрудники телеканала "‎Пятница"‎. Они готовились к съемкам реалити-шоу о разорившихся предпринимателях, которые уезжают из столицы и начинают новую жизнь. Историю одного из них — обанкротившегося владельца багетной мастерской — планировали снимать в Нижнем Новгороде. О том, что шоу называется "‎Секретный миллионер"‎, а его герой — венчурный бизнесмен и коллекционер Дмитрий Волков, никто из нас не знал до конца съемок».

Дмитрий Волков, коллекционер: «Я жил в футляре — комфортной обстановке с привычным кругом общения. Поучаствовать в реалити-шоу, погрузиться в другую ситуацию мне было интересно. Но близкие по духу люди всё равно притягиваются! В один из съемочных дней я оказался на маленьком, слегка покосившемся диванчике в мастерской Артёма и внезапно почувствовал себя дома. Ничего обо мне не зная, Артём приютил меня, принял как друга и поддержал, сказав, что многие талантливые люди ночевали на этом диване. Он рассказал о нижегородских уличных художниках, которые превращали в объекты искусства старинные дома, предназначенные под снос, и о планах возрождения заброшенного музея интеллигенции. Рассказы Артёма будто бы завлекали в какую-то интеллектуальную игру, в которой хотелось и хочется участвовать».

Артём Филатов: «В финале шоу Дмитрий пожертвовал на развитие студии 750 000 рублей. Это было первое крупное вложение в нашу деятельность. Часть денег мы потратили на выставку "Обратно домой" в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции, которая была удостоена премии "Инновация" в номинации "Региональный проект»".

Сверху вниз: фрагмент экспозиции выставки Александра Лаврова «Татуировки» во дворе студии «Тихая», 2016; фрагмент экспозиции выставки Якова Хорева "Bookhood" в студии «Тихая», 2018; экспозиция выставки Антона Морокова в студии «Тихая», 2017

Первые выставки художников в мастерской

Антон Мороков, художник: «Летом 2016 года у нас появилась так называемая вторая мастерская — новое помещение, взятое в аренду в дополнение к первой, где мы работали с 2015 года. Своими силами мы с Андреем Дружаевым, Андреем Оленевым и Артёмом Филатовым сделали там легкий косметический ремонт. В свете готовящегося переезда у меня возникло непреодолимое желание отпраздновать в новой мастерской свое 25-летие. Пространство еще не успело захламиться нашим скарбом, поэтому я решил захламить его своими работами, иронично назвав это событие "Юбилейная выставка". Кинул клич в социальных сетях и пригласил всех желающих зайти в назначенный день в мастерскую — поздравить меня и посмотреть свежие работы. Подготовка праздника шла вместе с художники и друзья, один из них подарил старый икеевский диван, который не только стал важным элементом нашего пространства, но и впоследствии утвердил свою значимость в передаче "Секретный миллионер" (где спал бы Волков, если бы не это стечение обстоятельств!).

Осенью того же года Александр Лавров сделал во дворе однодневную выставку "Татуировки", развесив огромные барельефы. Это был первый проект, сделанный Сашей в "Тихой" и здесь же показанный. В 2017 году я повторил опыт выставки ко дню рождения — на этот раз экспозиция разместилась в подвале (сегодня — столярная мастерская). А в феврале 2018 года Яков Хорев решил впервые экспонировать свои скетчбуки — для выставки "Bookhood" он выбрал рисунки, ассоциирующиеся с мастерской или буквально ее изображающие. Работы заполнили все стены от входа до наших рабочих мест и столярки».

Слева: Вечеринка по случаю выхода книги. Бар Cargo Cult, Нижний Новгород. 2019. Справа: Команда «ТОЙ». Приглашение на вечеринку по случаю выхода книги «Краткая история нижегородского уличного искусства». 2019

Книга «Краткая история нижегородского уличного искусства»

Александр Извеков, редактор: «Книга Алисы Савицкой и Артёма Филатова "Краткая история нижегородского уличного искусства" — небольшое исследование, поддержанное грантовой программой "ГАРАЖ.txt" и выпущенное в одноименной издательской серии, и одна из самых популярных книг в редакционном портфолио Музея современного искусства "Гараж". Конечно, я предвзят — и как редактор книги, и как друг "Тихой", и как главный редактор "Гаража".

Не думаю, что преувеличу, сказав: "Краткая история" стала важным этапом для ее авторов и героев — все-таки не так часто художники до 30 лет удостаиваются отдельной монографии. Кроме того, она повлияла на самоощущение многих наших коллег — после публикации книги в Музей стало приходить больше рукописей и заявок, посвященных локальным художественным сценам и феноменам.

"Краткая история" имеет особое биографическое значение для меня самого. Это не просто еще одно издание, над которым я работал, а книга про город, где я родился, вырос, стал делать первые профессиональные шаги под руководством Анны Гор и Любови Сапрыкиной, и который открыл для себя заново благодаря Алисе и Артёму».

Фотодокументация проекта Антона Морокова «Шерантон». Отель Sheraton, Нижний Новгород

Премия «Инновация»

Антон Мороков: «В 2019 году государственная премия в области современного искусства "‎Инновация"‎ — один из ключевых рейтингов в отечественной культуре — "‎переехала"‎ из Москвы в Нижний Новгород. Открытие выставки номинантов и церемония награждения победителей привлекли в город цвет профессионального сообщества — кураторов, коллекционеров, руководителей институций и, конечно, художников. Студия "‎Тихая"‎ была рекомендована к посещению наравне с ведущими музеями и галереями, Артём Филатов и Алексей Корси устроили превью проекта "‎Сад им."‎ в крематории, а я провел трехдневный перформанс "‎Шерантон"‎ в отеле Sheraton, принимавшем гостей "‎Инновации"‎. В рамках перформанса я инкогнито работал в отеле, встречал прибывших на премию постояльцев и сопровождал с багажом до номеров. Это оказался идеальный формат нетворкинга: швейцар, касавшийся сложных вопросов искусства в короткой вежливой беседе, обращал на себя внимание и, вместе с тем, оставался нераспознанным в качестве художника. Перформанс завершился утром в мой день рождения, а вечером я собрал друзей на традиционную вечеринку во дворе студии — она стала неформальной афтерпати "‎Инновации"‎.

В 2020–2021 годах посещение студии вошло в моду и стало обязательной частью программы. Мы продолжили работать с форматом "открытых мастерских", которые в дни проведения премии мог посетить любой желающий».

Работы Владимира Чернышёва, Артёма Филатова и команды «ТОЙ» из коллекции Анны и Александра Емельяновых

Подборки от художников «Тихой»

Антон Мороков: «Составлением тематических сетов из произведений с небольшими текстовыми комментариями мы начали заниматься "вопреки" — из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19. В условиях самоизоляции художники, как и представители других профессий, зависящих от живой коммуникации, оказались в уязвимом положении, отрезанными от выставок, проектов и продаж искусства. Прекрасно помню наши созвоны в Zoom: еще не зная, как долго продлится самоизоляция и в каком формате будет работать мастерская, мы пытались придумать новые способы общения с публикой. Пришло понимание, что нужно переформатировать наш телеграм-канал, собрать контент-план и структурировать имеющиеся возможности — сделать всё для совместного процветания (или хотя бы выживания). Именно тогда родилась первая подборка.

Поначалу подборки представляли немного хаотичный набор архивной графики, сгруппированной по ценовым сегментам. Позже мы придумали кураторские подборки: один из художников выбирал тему и формировал список произведений. Так мы нашли отличный способ поддерживать виртуальную связь с нашей аудиторией и значительно расширили пул коллекционеров!».

Александр Емельянов, коллекционер: «За будущими резидентами "Тихой" я следил еще до знакомства с Аней (прим.ред. — Анна и Александр Емельяновы собирают cвою коллекцию современного искусства). В ноябре 2014 года мне попался на глаза номер журнала "Афиша" с заголовком "В поисках русской души" — он был посвящен культуре разных регионов. Одна из статей была о нижегородском стрит-арте. Прочитав ее, я зашел на сайт Артёма Филатова и подписался на связанные с ним странички во "ВКонтакте"».

Анна Емельянова, коллекционер: «Весной 2020 года, когда мы были на карантине, Саша наткнулся на кураторскую подборку от студии "Тихая", и мы решили, что упускать этот шанс нельзя. Нам хотелось поддержать ребят и порадовать себя в это непростое время. Тогда мы купили работы Антона Морокова, Артёма Филатова и Владимира Чернышёва, всего шесть графических листов. Это стало важным событием дня нас: с приобретением этих произведений мы поняли, что наше увлечение искусством перерастает в небольшую семейной коллекцию».

Слева: офортный станок в студии «Тихая», 2021. Справа: Иван Белов. Чертеж стеллажа для хранения пиломатериалов, 2024

Рабочее пространство

Владимир Чернышёв, художник: «На первых порах мы с Артёмом ходили печатать офорты в дизайн-школу. Станок стоял на лестничной клетке, времени на работу было немного, и я хорошо запомнил ощущение, что права на ошибку тут у меня нет. Мы стали обсуждать покупку собственного станка, чтобы иметь возможность свободно осваивать разные техники и материалы. В 2020 году мы наткнулись в соцсетях на объявление — в Москве продавался советский чугунный станок 1980-х годов. Купили вскладчину. Станок был таким большим и тяжелым, что в мастерскую его вносили на такелажных ремнях шесть человек. На этом станке я экспериментировал с офортом "Камень", он существует в разных технических вариациях — акватинта, глубокое травление, мягкий лак, лавис. Первый в моей жизни офорт "Омут" (2018) был выпущен в шести экземплярах, в этом году я повторил его в другой технике, сделав 50 оттисков. Ну, а самым большим тиражом — 100 экземпляров — был отпечатан офорт "Замок" (2025)».

Иван Белов, художник: «Став резидентом студии "Тихая", я начал часто обращаться к столярной мастерской. Без малого десять лет активного использования превратили пространство в беспорядочный склад материалов и фрагментов произведений. Мне всегда интересно было наблюдать, как организуются рабочие пространства и производственные линии, регламентируются процессы и программируются возможности, в Японии для этого даже есть специальная система 5S. В студии появился шанс применить знания на практике. Артём Филатов, Сева Абазов и Яков Хорев поддержали мое предложение. За две недели мы выбросили весь хлам, построили хранение для пиломатериалов и столярный стол, организовали комнату для пыльных работ. Реорганизация столярки очень повлияла на нас — мы стали чаще там появляться, работать с крупноформатными произведениями, присматривать новое оборудование и инструменты, и, конечно, следить за порядком».

Журнал Vogue на фоне здания студии «Тихая». 2021

Съемка для журнала Vogue

Яков Хорев, художник: «В 2021 году к нам в гости в студию пришла Анна Федина, шеф-редактор журнала Vogue, чтобы пообщаться с резидентами. Знакомство вышло приятным: художники необыкновенно легко и откровенно рассказывали о себе и своих работах. Спустя пару недель к нам приехала команда журнала — стилист Ольга Дунина и фотограф Евгений Кузнецов с ассистентами. Выход номера, посвященного Нижнему Новгороду, был приурочен к масштабному празднованию 800-летия города. Однако в моей интерпретации это событие стало возможным благодаря нашему другу, модельному агенту Илье Вершинину, который помог неформальному знакомству с командой журнала.

Съемки проходили летом во дворе студии. Каждый художник позировал со своей работой (искусство — собственность модели). Было очень жарко. Слепило солнце, поэтому нам пришлось надеть очки, которые так у нас и остались. Меня поразило, какой подготовки и участия разных людей требует один-единственный снимок, который попадает в журнал. Кстати, иногда во время экскурсий я показываю гостям "наш" разворот в Vogue, и он неизменно производит сильное впечатление, будто добавляя больше веса и значимости нашей деятельности».

Сверху: Антон Мороков, Анна Большем, Александр Лавров, Наталья Коренченко, Андрей Оленев, Яков Хорев. Проектный семинар. Студия «Тихая», 2021. Снизу: Артём Филатов, Лена Лисица. Проектный семинар. Студия «Тихая», 2021

Команда студии

Алиса Савицкая, куратор: «В декабре 2019 года художник и основатель "Тихой" Артём Филатов создал в телеграме чат со мной и коллекционером Наташей Коренченко. Название чата состояло из слова "Директорат" и красного эмодзи-сердечка. Во дворе, где располагались мастерские, началась реконструкция краснокирпичного двухэтажного здания, которое должно было перейти в управление художникам. Артём предложил нам присоединиться к сообществу "Тихой" и вместе поработать над созданием институции. Сначала мы просто делились в переписке идеями и мечтами, затем активно включились в вопросы стройки — принимали решения по планировке, отделке и техническому оснащению.

16 января 2021 года мы устроили деловую игру с художниками. Разделились на группы — одна отвечала за художественную стратегию, другая за маркетинг, третья за PR, — и начали придумывать совместное будущее. Большая часть тогдашних задумок сегодня уже воплотилась в жизнь.

Еще одним интересным упражнением стало проектирование оргструктуры. Мы нарисовали идеальную схему — "меню возможностей", из которого можно выбрать себе интересные зоны ответственности. Артём взял общее руководство, в том числе юридическое и финансовое, Наташа — развитие и взаимодействие с коллекционерами, я — кураторство. Также к нам присоединились Даша Коновалова — хранение и архив, и Аня Большем — коммуникации и выставочные менеджмент (последний потом перешел Даше Ераховой). С тех пор в студии действует строгое правило: делать только ту работу, которая увлекает и приносит удовольствие».

Миша Маслов в открытом хранении студии «Тихая». 2023. Архив студии «Тихая»

Открытое хранение

Михаил Маслов, архитектор: «Художникам "Тихой" досталось новое трехэтажное здание, имитирующее историческое, а мне — подвал в этом здании. В нем на площади 66 квадратных метров архитекторам MISH studio предстояло создать сверхфункциональное хранение современного искусства. Алиса Савицкая и Артём Филатов несколько месяцев бережно собирали в техническое задание количественные и пространственные характеристики предметов искусства, которые нам предстояло разместить в стенах открытого хранения.

Мы спроектировали пространство, которое имеет несколько режимов использования: хранение архива и предметов искусства, манипуляции с ними (упаковка, распаковка, консервация и реставрация), демонстрация в виде поп-ап экспозиций и работа с произведениями (отбор на выставки и в коллекции, создание каталогов). В визуальную концепцию открытого хранения мы заложили принцип "тихого" дизайна и тотального подчинения оборудования предметам искусства. Так, стены обшиты перфорированными панелями для беспыльного монтажа, драйверы для хранения графики мобильны и выполняют роль столов, полки для скульптуры меняют свое расположение в зависимости от размеров экспонатов, а модуль для крупноформатных полотен в центре вращается, превращая пространство в студию. Нейтральная колористика и лаконичная архитектура имеют характер, но всегда остаются лишь фоном для искусства, не претендуя на главенствующую роль».

Новости

Фото: студия «Тихая», телеканал «Пятница», Анатолий Козьма, Варвара Топленникова, Анастасия Воронина, Фёдор Махлаюк

14 April, 2025