Синтез традиции и абстракции: 119 лет со дня рождения Виллема де Кунинга

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: guggenheim-bilbao.eus

Фото: dekooning.org

24 April, 2023

Сегодня родился один из главных представителей абстрактного экспрессионизма — Виллем де Кунинг. Рассказываем, как он тайком попал в США, постоянно экспериментировал с разными стилями и прошел путь от бедного художника до того, чьи работы продаются на Sotheby’s за $69 млн.

1.

Де Кунинг родился в 1904 году в Нидерландах. Его отец, Ленндерт де Кунинг, был дистрибьютором вина и пива, а мать, Корнелия Нобель, руководила баром для рабочих. В 12 лет его взяли учеником в дизайнерскую фирму и дали рекомендации для Академии изящных искусств и технологий в Роттердаме. В ней он узнал про Пикассо, Мондриана, Сезанна, повлиявших на него. В 1998 году, через год после смерти де Кунинга, Академию переименовали в его честь.

2.

С детства де Кунинг увлекался приключенческими романами о Диком Западе. Он проникся американской мечтой и тоже хотел разбогатеть. В 1926 году, когда ему было 21, он тайком на корабле попал в США, почти не зная английский. Он собирался стать коммерческим автором в Нью-Йорке и начал работать маляром, довольно много на этом зарабатывая. А потом устроился прикладным художником и удивился, когда за неделю получил столько денег, сколько ожидал получить за день.

3.

И все же де Кунинг заинтересовался искусством, связанным не столько с деньгами, сколько с раскрытием собственного таланта. В Нью-Йорке он посещал галереи и знакомился с художниками в кафе. До приезда туда он не знал, что в Америке есть новые течения. Особенно сильно на него повлиял Аршил Горки, научивший его внимательнее присматриваться к деталям повседневности.

4.

С женой, Элен, художник познакомился в 1938 году — уже после Великой Депрессии, но во все еще сложные времени. Он тогда работал в отделе росписи в одном федеральном художественном проекте, полностью посвятив себя искусству. Денег не хватало. Элен рассказывала, что часто они выбирали между едой и сигаретами в пользу последних. Тогда же де Кунинг уничтожил свои ранние работы, посчитав, что они ничего не стоят.

5.

В конце 1940-х дела стали налаживаться. В 1948 году прошла его первая персональная выставка в галерее Чарльза Итона. А спустя несколько лет он продал картину «Раскопки» (1950), получил за нее медаль Логана и премию от Чикагского института искусств. Его начали поддерживать два противоположных полюса критики: Клемент Гринберг, выступающий за абстракцию и против фигуративности, и Гарольд Розенберг, который первым ввел термин «живопись действия». Понятие объединило де Кунинга и других художников, вроде Джексона Поллока, в одно направление – абстрактный экспрессионизм. Именно эти авторы привлекли внимание к Нью-Йорку как к художественной сцене.

6.

Однако де Кунинг никогда не относил себя только к этому направлению, считая, что оно сужает его возможности. Он не хотел полностью отказываться от репрезентации, поэтому его интересовала и фигуративность в живописи. Из-за этого он не стал членом организации Американских художников-абстракционистов. В 1953 году де Кунинг удивил всех серией «Женщины», вдохновленной идолами. Возвращение к формам, близким к реальности, многие восприняли как деградацию. Гринберг перестал его поддерживать. Но МоМА приобрел одну из картин серии, сделав ставку на смелый жест и новое видение. Де Кунинг же считал, что нет смысла себя ограничивать:
«Сегодня действительно абсурдно создавать изображение, подобное человеческому образу, с помощью краски <…> Но потом вдруг стало еще более абсурдным не делать этого. Поэтому я боюсь, что мне придется следовать своим желаниям»

7.

Де Кунинг выхватывал элементы из среды, вроде вырезанных ртов из рекламы в газетах, которые стали основой «Женщин», и включал их в процесс рисования. Для него было важно не добиться совершенства, а сосредоточиться на самом действии, которое рано или поздно к чему-то приводило. Художник намеренно ограничивал себя краской, хотя магазины предлагали разные оттенки. Он предпочитал самостоятельно расширять цвета. Ошибок де Кунинг не боялся — все было частью необходимого эксперимента.

8.

На расстоянии у его картин не было видно текстуры, но вблизи зритель физически чувствовал мазки. Де Кунинг хотел на как можно долгое время сохранить работы влажными. Из-за этого он не использовал цвет земли — он сох быстрее. Ради нужного эффекта художник постоянно экспериментировал с составом краски, добавляя в него воду и сафлоровое масло.

9.

С 1960-х годов де Кунинг жил в Лонг-Айленда. Переезд был связан с его растущей популярностью: когда он выходил на улицу, к чему сразу подходили люди. Художник обосновался в студии, полной света и напоминающей корабль, которую он сам же и спроектировал. В новом месте он чувствовал себя уединенно.

10.

В этот же период произошли важные поездки, повлиявшие на его творчество: посещение Лувра в 1968 году и Японии в 1969. Он вдохновился черно-белыми литографиями и вниманием к повседневным деталям в японском творчестве, добавил большей графичности и в свои работы.

11.

В 1970 году меценатка Мими Килгор нашла раздавленную машиной лягушку и подарила ее де Куннингу на одной из вечеринок, сказав, что она напомнила ей о его творчестве. После этого он в нее влюбился и сохранил подарок на всю жизнь. Она стала его музой и дала новый импульс для творчества. В это же десятилетие к нему вернулась его жена, Элен, и тоже помогла выйти из кризиса — у художника были проблемы с алкоголем.

12.

Де Кунинг умер в 1997 году в возрасте 92 лет. Ровно 10 лет его мучила болезнь Альцгеймера. Еще до болезни художник восхищался Тицианом, который писал картины с артритом в 90 лет. Де Кунинг отчасти повторил его путь и сам продолжал творить, несмотря на деменцию. Но из-за нее в 1989 году дочь художника, Луиза, вместе с адвокатом затронули вопрос о его дееспособности. Тогда же многие искали следы упадка в работах де Кунинга — кто-то сомневался, что он в таком состоянии обходился без помощников. Однако новая выставка в МоМА убедила всех в обратном. В это же время произошел бум цен на его работы. Одна из них, «Обмен» (1955), была продана на Sotheby's за $20,7 млн.

13.

В 2001 году художники, для которых де Кунинг был значим, создали Фонд в его честь. Его целью стало изучать жизнь автора, создавать образовательные программы, поощрять дискуссии и исследования. В 2011 году куратор Джон Эльдерфилд организовал масштабную ретроспективу де Кунинга — последний раз что-то подобное было в 1983 году в Музее Уитни. И сегодня интерес к художнику не угасает: его работы участвуют в множестве выставок и находятся в коллекциях мировых музеев. В их числе: Тейн Модерн, МоМА, Художественный институт Чикаго и многие другие — счет уже идет на десятки.

14.

В ноябре 2022 года аукцион Sotheby’s организовал выставку де Кунинга, во время которой удалось продать три картины художника за $58 млн. Ими стали «Монток II» (1969), «Без названия» (1979) и «Шляпа наверху» (1987). Предполагалось, что одна из работ побьет рекорд 2018 года — тогда картину художника купили за $69 млн. За 2 года до этого бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили продал работу «Без названия XXV» (1977) за $66,3 млн. на аукционе Christie’s, хотя изначально ее оценили в $40 млн. В 2006 году эта же картина стоила ему $27,1 млн., что говорит о значительном росте цен на де Кунинга.

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: guggenheim-bilbao.eus

Фото: dekooning.org

24 April, 2023