YOUR CAREER IS ON HOLD. WHAT NEXT?
An absolute majority of our friends have had their professional careers put on an indefinite hold. Most cultural projects that were in the works have been suspended, and the current ones are all but shut. Nailya Aslanova from BUNT creative agency shared her advice on navigating the job market amid the ongoing crisis.
1.
Будьте проактивными. Ваша работа сейчас — ваша рабочая задача
«Спрашивайте друзей, нет ли у них вакансий. Не стесняйтесь: пишите всем, кто может оказаться вам полезным в этой ситуации: совершенно нормально, что вы ищете работу. Сейчас происходят массовые увольнения, и очевидно, что уровень безработицы окажется колоссальным. Клиенты режут бюджеты, им тоже тяжело. Я всегда говорю, что будущее за искренностью, и будет куда честнее написать письмо, что вас уволили, и вы ищете работу, чем попытаться это скрыть.
Искренность подкупает: сейчас многие фэшн-бренды анонсируют весенние коллекции, но при анонсе рассказывают, почему они это делают именно сейчас. Sorelle и USHATÁVA понимают, что всем сейчас тяжело, но не могут отложить свой запуск несмотря на обстоятельства — они готовили коллекцию полгода и имеют обязательства перед сотрудниками.»
2.
Сейчас многие проекты поставлены на паузу, но не отчаивайтесь: в креативном направлении всегда будет работа
«Я уверена, что профессии smm-специалиста, графического дизайнера или копирайтера будут жить всегда. Держите руку на пульсе, изучайте новое. Переформатируйтесь и отразите это в своем резюме. Грамотный SMM — это не красивые картинки в stories, это способность управлять информацией и работать с ней на разных платформах.
Да, Instagram могут заблокировать. Да, импорт может закончиться. Это серьезно изменит нашу жизнь, но не переломит годами сложившиеся паттерны поведения: люди продолжат сидеть в социальных сетях, как они делали много лет до этого. Просто социальная сеть, с которой вы будете работать, окажется другой: возможно, они перейдут в телеграм или Вконтакте, — и вам придется быстро адаптироваться к этому, переключаться на новый формат. Обращайте внимание, за чем следит ваша целевая аудитория и сами предлагайте клиентам вещи, о которых они пока не догадываются.»
3.
Если вы сейчас гиперактивны, помогите тем, у кого шок
«Многие сейчас не будут знать, что им делать дальше. Если ваша профессия востребована, консультируйте тех, кто в растерянности, обучайте их новым навыкам. Онлайн-образование расцветало последние годы, а сейчас обучение новому для многих специалистов станет просто необходимо для выживания. Если вы в совершенстве умеете писать тексты или, например, владеете программами 3D-моделирования, стоит подумать о том, чтобы этому научить других. И заработать на этом деньги.»
4.
Если шок у вас, дайте себе паузу
«Если у вас есть накопления, то позвольте себе отдохнуть и выдохнуть. Ситуация станет куда понятнее через месяц даже при самом худшем сценарии, даже если военные действия затянутся. А мы, в свою очередь, к этой ситуации сможем адаптироваться и работать дальше. Реклама никуда не денется, пока существует бизнес. А бизнес, хотя бы частично, продолжит существовать.»
5.
Вы потеряли старые рынки? Ищите новые
«В рамках своего агентства мы рассматриваем работу с Казахстаном. Переводы из Казахстана не запрещены, и регион может стать новым рынком для российских специалистов. Тем более, что у них сейчас много интересных проектов, а вот классных сотрудников не хватает.»
6.
Смотрите на локальные бренды
«Локальное производство бурно развивалось последние годы, и с обвалом рубля случится больший спрос на российские товары. Тем более, что западные компании сейчас в растерянности и не знают, будут ли экспортироваться товары.»
7.
Мыслите будущим: адаптируйтесь к NFT
«Изучите тему NFT и крипты. Эти темы активно развиваются в бизнесе, креативных индустриях и искусстве. В отличие от рубля крипта не может обвалиться и границы для нее открыты. Кажется, когда веры в государство не осталось, можно поверить в NFT и новые рынки.»