EVGENY GRANILSCHIKOV

INTERVIEW

PHOTOS: ILDAR ISKANOV

INTERVIEW: ANYA MIKHEEVA

26 November, 2021

XL Gallery is still hosting “Performing History”, an exhibition by Evgeny Granilschikov. We talked to the artist about his project that, in his words, demonstrates the results of common performatory actions: interactions with objects, gestures and simple social situations.

С КАКИМИ ГАЛЕРЕЯМИ ТЫ СЕЙЧАС ВЗАИМОДЕЙСТВУЕШЬ, КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТЕБЯ ОФИЦИАЛЬНО?
— С галереями я работаю проектно, то есть, по контракту — ни с одной. Мне показалось, что это мне подходит — я художник достаточно некоммерческий. Совершенно нормально, когда твои работы продаются, но у меня нет такой установки, они создаются не для этого. А галереи — это коммерческие пространства, и перед ними стоит задача реализовывать твое искусство.
Я работаю проектами, и мне важны пространства. Например, сейчас идет проект 'Как исполнять историю' в XL Gallery. Когда появились первые сценарии этой работы, я сразу понял, что нужна площадка, углубленная в землю, полуподвальное помещение. Это было связано с работами, невозможно было бы показать их в обычной галерее. И все проекты последнего времени связаны с местами, где они экспонированы. В Рихтере тоже произошло правильное соединение: ощущение красивой и хрупкой архитектуры 19 века, и самих работ, отчасти странных и готических.

ТЫ САМ ПРИХОДИШЬ К ПЛОЩАДКАМ, КОГДА У ТЕБЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВАЯ ИДЕЯ?
— Ты знаешь, это как в отношениях. Не бывает такой истории, когда человек просто приходит к другому и говорит: давай у нас будут отношения. Так не работает, это всегда коннект двух. Абсолютно то же самое с площадками, музеями, галереями. То есть, у вас абсолютно обоюдный происходит коннект, как было и с XL в этот раз. Мне пришла идея проекта, я написал им, а в ответ получил, что они сами хотели бы предложить сделать выставку.

Я ВПЕРВЫЕ СТОЛКНУЛАСЬ С ТВОИМИ РАБОТАМИ ЛЕТ ШЕСТЬ НАЗАД, КОГДА НАС СТУДЕНТАМИ ПОВЕЛИ НА ТВОЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ НА ВИНЗАВОДЕ. УЖЕ ТОГДА БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТЫ, КОНЕЧНО, МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК, НО УЖЕ СОСТОЯВШИЙСЯ.
— В общем-то, я до сих пор себя ощущаю молодым художником. Но есть и теневая сторона этого ощущения. Если взять момент 2013 года, когда я получил премию Кандинского, тогда я для себя точно понял, что занимаюсь тем, чем должен. Но при этом, после окончания школы Родченко, у меня был период фрустрации и сомнений, и я много думал, стоит идти, в том числе, и на эту премию или нет. Мой друг-оператор, с которым мы тогда работали, сказал замечательную фразу: 'нужно пойти хотя бы ради того, чтобы на этой премии был кто-то достойный'. А вообще, сейчас я понимаю, что это награда была больше для мамы. Участие в этой премии было сначала какой-то шуткой, а выросло в вознаграждение.

Я ЗНАЮ, ТЫ УЧАСТВУЕШЬ В АРТ-ШКОЛЕ. РАССКАЖИ ПРО НЕЕ?
— Это школа 'Концепция', где преподаватели — не какие-то мастера, а активные участники арт-сообщества, практикующие молодые художники. Это такая горизонтальная иерархия, с совершенно другими отношениями и связями, выступающая против токсичных вещей, которые в арт-сообществе распространены. Я даже не называю ребят в нашей группе 'студентами'. Мы обмениваемся опытом, чтобы помогать друг другу.

НАСЧЕТ ФИЛЬМА 'ПОХОРОНЫ КУРБЕ'. ТЫ НЕДАВНО ГОВОРИЛ, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ ИЗ ТВОИХ ФИЛЬМОВ. А У МЕНЯ ВОПРОС ПРО САМЫЙ ДОРОГОЙ СЕРДЦУ ФИЛЬМ?
— У меня будет два ответа, потому что есть разделение на фильмы и видео работы. И, наверное, самая близкая сердцу видео работа — это 'Песня о тревожной молодости'. Там я со своей подругой, она играет на пианино, а я пою советскую патриотическую песню 58-го года. А фильм, который самый дорогой для меня, находится еще в производстве. Сейчас мне кажется, что я снимаю самую важную для себя работу, самую большую, в принципе, и самую важную. Фильм будет называться 'Человек с киноаппаратом', как фильм 1929 Дзиги Вертова, это будет интерпретация советского киноавангарда. Я к этому очень давно шел, с 2016 года где-то, съемки идут уже три года, и ни над чем еще я так долго не работал.

СЪЕМКИ УЖЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ?
— Съемки для меня никогда не заканчиваются, даже к законченным работам я что-то доснимаю. С этим фильмом так же, я постоянно додумываю новые фрагменты. Но у него такая структура, он это предполагает, это постоянное обрастание новыми дополнениями. Все съемки хронологически распределяются по папкам. Там то, что я снимал в 10 утра, отправляется в папку '10 утра'; то, что я снимал в 15 часов — в папку '15 часов'. И неважно, где ты снимал, в Москве или Самаре, в Апатитах или Калининграде. Если ты что-то снимал в 10 утра, то это оказывается в конкретной папке, вся хронология фильма и монтаж строится по такому таймингу.
Из-за этого очень странные материалы оказываются рядом друг с другом. И связывает их только эта темпоральность, которая неустанно движется вперед. И выходит, что фильм начинается ранним утром, а заканчивается поздней ночью. Каждый кадр, каждый герой — это сквозной мотив. Даже если ты делаешь бессюжетый фильм, то он весь пронизан сквозными нарративами. Невозможно избавиться от какой-то истории, даже если ты пытаешься от нее избавиться.

ВО МНОГИХ РАБОТАХ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТВОЯ ДЕВУШКА. КАК РАБОТАЕТ ЭТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И РАБОТЫ?
— Все очень просто происходит. Я говорю, что хочу снять такую штуку, погнали. Она: да, погнали. И все. Мы, честно говоря, не обсуждаем конкретно, что это работа, это все абсолютно спонтанные вещи.
В XL на выставке есть видео, которое называется 'Работа'. В нем я смешиваю тесто со стеклом. В какой-то момент я подумал, что там нужна ручная камера с небольшой тряской, и попросил Арину помочь мне снять процесс с рук. В ходе работы я поглощен процессом, потому что меня ждет не самая простая задача — месить тесто со стеклом, и я не знаю, чем это закончится. В какой-то момент на тесте уже начинают появляться кровяные разводы. Арина, все это снимая, шепотом говорит мне: 'Заканчивай'. Я шепотом отвечаю, что еще 10 минут. Я в этом перформативном состоянии, в котором не чувствуешь боли, это особая штука, что-то странное на самом деле. И вот я заканчиваю, а Арина резко падает в обморок. У меня все руки в крови, а она в белой кофте. Несмотря на то, что она потом успокоила меня, что все хорошо, я осознал, как это иногда сложно работать в команде.
Нужно понимать, что она не боится крови, но на нее повлияло то, что это моя кровь. Я говорю ей: 'Ну что ты, как?' А она: 'Все очень круто, я хорошо сняла'. Сидит после обморока и говорит про съемку. И она правда очень хорошо все сняла, я подумал, что другой оператор мне и не нужен.

У ТЕБЯ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВЫСТАВКА В ART4. ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ ТАМ?
— Тоже перформанс, результат непонятен заранее. С тестом тоже было непонятно, насколько это будет опасно и жестко. Тут работа тоже будет связана с визуально-болезненной пластикой. Проект будет на такую для нас, наверное, всех болезненную тему, связанную с пытками в тюрьмах.

НАСКОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНО ПРИЗНАНИЕ?
— Признание — это просто твой ресурс. Я к этому только так отношусь. Это одновременно твоя свобода и твоя тяжесть. Тяжесть, потому что оно влечет за собой очень много негативных сторон. А свобода — когда ты просто можешь делать проекты, как ты хочешь. Потому что в тебя, как художника уже верят, получается, что ты можешь просто сделать что-то лучше, точнее, масштабнее, реализовать более сложные вещи, которые год назад не мог сделать. То есть просто движение вперед к тому, чтобы сделать в итоге русский павильон на венецианской биеннале. Вот, это моя задача.

ТЫ ЧЕГО-НИБУДЬ БОИШЬСЯ?
— Постоянно. Это перманентное состояние. Всяких вещей, от мелких непонятных до совершенно глобальных, связанных с реализацией своих идей, больших проектов. Мелкие тревоги, небольшие панические атаки. Да, полный спектр ощущений.

Адрес XL Gallery: 4ый Сыромятнический пер., 1

INTERVIEW

PHOTOS: ILDAR ISKANOV

INTERVIEW: ANYA MIKHEEVA

26 November, 2021