Гайд по Воронежу х Объединение

офлайн

Фото: Варвара Топленникова

Автор: Анастасия Лобачёва

05 December, 2022

Команда Объединения с радостью представляет проект, которым открывает серию карт по разным городам России с отметками не только культурных и посвященных искусству мест, но и с рекомендациями баров, кафе, ресторанов и парков от современных художников, кураторов, галеристов и исследователей.

Первая часть посвящена арт-сцене Воронежа. Мы расспросили ее участников, куда пойти, что посмотреть и где найти уличное искусство в этом городе. Карта доступна в онлайн формате, а также выпущена лимитированным количеством в бумажном варианте. Найти экземпляры можно в кафе «Кружок», мастерской «дайпять» и галереи «Утилизация» в Воронеже.

Николай Алексеев, художник, сооснователь ВЦСИ

Всю жизнь прожив в Воронеже мне всегда было трудно переключить оптику на внешний взгляд. Что могло бы быть интересным мне, приехавшему в город впервые, каким бы я его увидел? Не знаю, наверное, симпатичным и уютным, с обилием красивых людей и маленьких кафешек. С некоторых ракурсов он похож на многие любимые мной города от Переяславля-Залесского до Вены или Лейпцига. А где-то он совсем другой. К сожалению, этот внешний взгляд мне редко удается включить, он не поддается контролю. А взгляду внутреннему Воронеж предстает городом утрат. Если бы я вел поучительную экскурсию, я бы вел ее по Воронежу, которого нет или скоро не станет.

Мы можем начать движение от улицы Сакко и Ванцетти, где располагался «Музей афористики Аркадия Давидовича». Я люблю прогуливаться в этом старом районе, здесь всегда тихо, старейшее кладбище, храмы, частный сектор, спускающийся к «воронежскому морю», послевоенная малоэтажная застройка и «шумный центр в двух шагах».

Дальше, можно выйти на проспект Революции. Здесь я бы рекомендовал к посещению художественный музей имени Крамского. Двигаясь по проспекту мы встретим Дом Губернатора, упомянутый в романе Льва Толстого. Домом губернатора он перестал быть после февральской революции и имена в нем было спланировано вооруженное восстание в октябре семнадцатого.

Чуть дальше вдоль проспекта существовал еще три года назад Центр современного искусства, но теперь вместо него галерея-мастерская «Утилизация», в которой работают художник Кирилл Гаршин и куратор Краспер Руплин (Марго), а заодно делают отличные выставки местных и российских художников. С другой стороны (на улице Пятницкого) галерея-мастерская «Дай Пять», воронежских художников Яна Посадского и Миши Гудвина.

Продолжая прогулку по центральным улицам, мы незаметно выйдем на улицу Депутатская, где с две тысячи восьмого года работает галерея Х.Л.А.М. Здесь можно посмотреть выставки важных воронежских авторов (и не только) и выпить чаю с владельцем галереи Алексеем Горбуновым.

Если пройти еще чуть дальше, можно среди панельных домов обнаружить старейшее из действующих (с вековыми дубами и памятниками) кладбищ. На еврейском кладбище есть и могила Аркадия Давидовича, с квартиры-музея которого мы начали эту экскурсию.

Михаил Добровольский, художник

Я составил небольшой список мест и по совместительству мини-путеводитель по городу для всех страждущих. Указанные места расставлены не в порядке моих предпочтений, а просто случайно. Первое — это мой дом: там отлично, сухо и тепло, часто есть вкусная еда, много книг и приятная атмосфера. Второе — Проспект Труда. Не такая шумная, как Проспект революции или Плехановская, но достаточно красивая улица, хоть и не совсем пешеходная. Невысокие дома, встречающиеся местами, узенькие переулочки, тут и там и спальные дворы.

Третье – Remy coffee, прекрасное место, где я пил вкусный кофе. А еще там висит мой 6-метровый холст с персонажами, связанными с этим местом. Там достаточно уютно и приветливые ребята. Четвертое — «Ансамбль жилых домов на депутатской». Это достаточно красивые сооружения, которые, как не трудно догадаться, составляют ансамбль. Летом здесь особенно уютно. Здесь бывает очень солнечно, не шумно, так как ансамбль находится немного поодаль от центральной улицы.

Кирилл Гаршин, художник, сооснователь галереи «Утилизация»

Хотелось бы порекомендовать три места в Воронеже.

Первое — Парк «Орленок». Парк является на данный момент одним из лучших и комфортных в городе. Название «Орлёнок» парк получил в 1980 году, когда была установлена скульптура мальчика-Орленка, сидящего на лошади и трубящего в горн. С 2019 года парк находился на реконструкции и сравнительно недавно его вновь открыли.

Второе — Советская площадь. Еще одно место для отдыха. Мы часто сюда приходим и устраиваем мини-пикники на траве. Является одним из старейших в городе. Когда-то она называлась Мясной, потому что тут в 18 веке торговали мясом. На площади находится Покровский собор и красивый концертный зал. С площади можно спуститься вниз по улице к Адмиралтейской площади. Излюбленное место самокатчиков, велосипедистов и уличных бардов.

Ну и на десерт хотелось бы посоветовать посетить Депутатскую улицу, а именно дом номер 11, на фасаде которого сохранилось забавное панно с «летающей девочкой».

Алексей Горбунов, основатель галереи Х.Л.А.М

Так как речь идет именно о современном искусстве, я не вижу смысла называть официальные заведения культуры Воронежа. Дело обстоит так, что в Воронеже из представительств современного искусства реально, ежедневно с 16 до 20 часов, без выходных, работает только галерея Х.Л.А.М. Для иногородних, если это необходимо, галерея может открыться и в другие часы (позвоните по телефону 8 903 851 60 69). Для туристов может быть проведена экскурсия по текущей выставке и показаны работы звезд «воронежской волны» из фонда (запасников) галереи.

Кроме посещения галереи Х.Л.А.М. и других названных площадок, при путешествии по Воронежу считаю необходимым увидеть первый воронежский объект паблик-арта (галерея Х.Л.А.М. установила его в 2011 году), ставший городской достопримечательностью. Это «Стул, излечивающий от жлобства» — бронзовая скульптура, расположенная в сквере рядом с областной администрацией и изготовленная художниками Сергеем Горшковым и Юрий Астапченко по идее художника Александра Ножкина (1958-2000).
Что до кофеен, то их много на уютной и зеленой улице Комиссаржевской, и на улице Карла Маркса.

Миша Гудвин, художник, соорганизатор «Дай пять»

В Воронеж нужно приехать хотя бы потому, что это один из (примерно) шести городов в России, помимо Москвы, где сильно развито современное искусство. Из Воронежа вышло большое количество уже давно известных и признанных художников. Даже появился термин — искусство «Воронежской волны».

Сейчас в городе функционирует сразу три галереи: это мастерская и галерея Кирилла Гаршина «Утилизация», старейшая галерея Воронежа — «Х.Л.А.М», которую всегда можно посетить и обсудить злободневные проблемы искусства с галеристом — Алексеем Юрьевичем, и наша самоорганизованная галерея «Дай пять», разместившаяся в старой сталинки.

В городе достаточно много различных приятных и модных кафе и ресторанов, чем-то даже напоминает Питер. Поесть можно в кафе «Темпл» и «Кружок», выпить фильтр-кофе на хорошем зерне в «Птичке», а посидеть вечером в винном баре «Оптимист».

Татьяна Данилевская, художница, куратор, организатор образовательных программ в сфере современного искусства

Недавно я приезжала в город и успела побывать в галерее «Утилизация» и в парке «Динамо». Посмотрела выставку художника Николая Алексеева «Две заметки о кротах», и, по-моему, он на пути к еще большему сращению живописи и текста. Небольшие комментарии рядом с картинами выросли в маленькие нарративы, да и само пространство выставки выстроено как текст.

«Динамо» парк назывался раньше, сейчас ему дали не прижившееся среди местных название Центральный парк культуры и отдыха, такой московский нейминг. Место известно тем, что здесь собиралось тайное революционное общество «Земля и воля». Парк недавно реконструировали: раньше он выглядел неперегруженным, а сейчас напоминает дурной сон: среди минималистичных детских площадок вдруг выглядывает аляповатый аттракцион, не вписывающийся в зелёную среду.

Ян Посадский, художник, соорганизатор «дай пять»

В Воронеже стрит-арт — это непопулярное направление в городе, и в целом, не очень много художников, которые занимаются этим. Были художники, которых мы привозили в рамках проекта «дай пять», проекты Миши Гудвина или мои, работы художницы Юли Скромный, а также недавно вместе с noy.toys мы осуществили проект с керамическими значками — реплики на советские значки, со словами «Мир, Peace, Paix». К сожалению, совсем нет паблик-арт фестивалей, других инициаторов для появления таких работ или бизнесов, которым это было бы интересно.

Про места, связанные с искусством, я назову галерею Х.Л.А.М, «дай пять», галерею «Утилизация» и мастерскую Вани Горшкова. Наш проект — уникальный для Воронежа и регионов в целом. Редко можно встретить artist-run space галерею, серьезно сделанную, с качественным продакшеном и хорошим визуалом — это не просто выставки внутри квартиры в интерьере, а полноценный «white cube», с вполне ощутимым институциональным подходом. Для Воронежа наверняка это глоток свежего воздуха и нечто легкое, свободное, доступное для широкого зрителя. «Дай пять» является хорошим референсом — как можно делать проект в сфере искусства, не имея на то средств и связей.

Если говорить про места, не связанные с искусством, я бы выделил кафе Temple, кафе «Кружок» и бар «Рассвет», который открылся совсем недавно. Наверное, это пока лучшее, что я знаю в городе. Из ресторанов я бы посоветовал DJANGO, JUST, L’еx. Погулять я бы посоветовал в парке Орленок, Советская площадь и для уединенного отдыха — старинное Терновое кладбище.

Кирилл Савельев, художник

Я стал смотреть глазами тех, кто приезжает в Воронеж, на интересные для меня места города и понял, что мне с каждым разом становится все скучнее в них бывать. «Магия памяти» о местах и маршрутах к ним, которые были важны, постепенно испаряется, превращается в мозоль.

Сейчас, наверное, я мог бы выделить Терновое кладбище 19 века, Еврейское (там похоронен Аркадий Давидович) и Левобережное (там похоронен Юрий Хой). Но и эти места уже устали, отчасти, наверное, потому, что стали популярны. Например, 10 лет назад никто точно не знал, где находится могила Хоя, и это было целое приключение — найти ее. Местность вокруг этих точек достойна самостоятельной истории.
Были места, с которыми связаны то одни, то другие происшествия. Но у всего есть свой срок годности, и рано или поздно всё начинает выветриваться.

Еще я бы рекомендовал посетить парковку возле ТЦ Арена. Сейчас там лежит надувная черепаха, размером с трехэтажный дом. Когда входишь ей в рот, то оказываешься на выставке движущихся динозавров. Возможно, это была бы хорошая локация для выставки Вани Горшкова…
Вообще, я бы не рекомендовал вам ехать в Воронеж.

Надя Октябрь, специалист в сфере современного российского искусства и арт-рынка. Консультант, исследователь, автор текстов

Воронеж — город, известный своими талантливыми художниками. Причем здесь не было и нет какой-либо государственной или частной институции, связанной с современным искусством. Все, что здесь есть — мастерские, самоорганизации и одна коммерческая галерея. Именно ради этих «мест силы», за которыми стоят харизматичные личности, стоит приехать в Воронеж. Нельзя сказать, что есть какое-то «воронежское искусство» с общими признаками, нет, здесь абсолютные контрасты.

Кажется, что художники в Воронеже возникли сами по себе — в 2008 году появилась целая «волна» ныне музейных художников. Благодаря им и их соратникам в 2009-2019 годах активно работал самоорганизованный Воронежский центр современного искусства. Но преемственность есть. Например, об истоках современного искусства в Воронеже периода 1980-1990-х многое может рассказать художник Сергей Горшков – и это отец Ивана Горшкова. А новое поколение 2020-х, как Миша Гудвин и Миша Добровольский, ходили на лекции в ВЦСИ. И, конечно, мекка, которая всех объединяет и поддерживает внутренние процессы — галерея Х.Л.А.М. Алексея Горбунова.

Новые звенья в инфраструктуре современного искусства Воронежа — две самоорганизации, расположенные в бывших жилых квартирах — «Дай пять» работает как культурный центр, где выставляются привозные художники из наших столиц и разных стран, работают мастерские, проходят лекции и кинопоказы, есть библиотека по искусству, и галерея «Утилизация» по совместительству мастерская Кирилла Гаршина, где можно посмотреть его новые работы – почти всю свою живопись и графику он написал в Воронеже.
Почти все из перечисленных художников продолжают жить и работать в Воронеже, несмотря на то, что развивают свои карьеры они, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. А те, кто уехал, продолжают поддерживать связь или приезжать. Посетить Воронеж стоит, чтобы увидеть источник их силы. И некоторых художников, как Кирилл Савельев можно глубже почувствовать, увидев места его прогулок, или лучше понять истории картин Миши Добровольского, можно послушав самому разговоры на улицах.

Так 10-15 человек могут развернуть активную художественную жизнь в городе. Как говорится в русской пословице: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Восхищение Воронежем приходит через очарование воронежскими художниками.

P.S. Помимо мест современного искусства. Посмотреть в Воронеже стоит крематорий, посетить спектакли Воронежского Камерного театра, которые неоднократно номинировались и становились лауреатами национальной театральной премии «Золотая Маска».

офлайн

Фото: Варвара Топленникова

Автор: Анастасия Лобачёва

05 December, 2022