Where the beauty gets created: in the Ekaterina Gerasimenko studio

studio visit

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Varvara Toplennikova

13 March, 2023

The "Studio" section features Ekaterina Gerasimenko, a female artist from The Gathering gallery who explores the tradition of realistic painting and sculpture in her works. Ekaterina is a graduate of an art academy, a former student of "Institut Baza," and a resident at Open Studios Winzavod. She held a personal exhibition at "Triumph" and became a member of an art residence in Austria.

During our visit to her studio, we discussed the differences between the art scenes in Russia and Austria, the role of anxiety in her canvases, and the creation process of a 90-kilogram inflatable circle from her "Uroboros" exhibition.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

ПОЧТИ ТРИ ГОДА НАЗАД, КОГДА ТЫ БЫЛА РЕЗИДЕНТОМ ПЯТОГО СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ ВИНЗАВОДА, МЫ БРАЛИ У ТЕБЯ КОРОТКОЕ ИНТЕРВЬЮ — ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ СЛУЧИЛИСЬ В ТВОЕЙ ПРАКТИКЕ И КАК ОНИ ОТРАЖАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?

Глобальных перемен нет, скорее появилось более глубокое понимание сферы искусства: того, как в культурной сфере все работает, куда необходимо обращаться, в каком формате. Наш курс в Открытых студиях был как раз ориентирован на институционализацию: ментор, Андрей Паршиков, приглашал множество кураторов, художников, различных спикеров. Тогда все ощущали, будто мы ориентируемся в том, что вокруг происходит, на ощупь, и двигаемся интуитивно — к тому же мы были первым ковидным сезоном, и его открытие было онлайн. Зато чуть позднее наш сезон также участвовал на ярмарке Cosmoscow. С улыбкой вспоминаю общую фотографию с участниками студий, подвешенную на больших зеленых шарах (совместная работа Вани Волкова и Вани Симонова), там же, в уголке Cosmoscow.

Во время Открытых Студий, мы, в том числе, учились оформлять заявки в различные резиденции на английском, тренировались в создании портфолио, подавались на гранты по рекомендациям Андрея Паршикова, и в 2021 году меня приняли в Зальцбургскую летнюю академию искусств.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ РЕЗИДЕНЦИИ И ПРО КУРС РОССЕЛЛЫ БИСКОТТИ «MAKING SPATIAL STORIES». ТЯЖЕЛО ЛИ БЫЛО ТУДА ПОПАСТЬ?

Мне очень повезло: я не просто была принята — мне дали грант. Тяжело не было, но это был год, когда жесткий локдаун только начал сходить на нет, и я переживала, что мне придется сидеть одну неделю на карантине — то есть ровно половину времени резиденции. Но резиденция обеспечила мне визовое приглашение от страны, что позволило не тратить время на карантине.

Сама резиденция находится в средневековой каменной крепости Hohensalzburg на вершине горы Фестунг. Там нет отопления, поэтому академия функционирует только в теплое время года и за это время успевает пропустить через себя около 300 резидентов ежегодно.

Росселла Бискотти, на курсе которой я была, однажды участвовала в Венецианской биеннале от Италии, сотрудничает с фондом V-A-C и знает Илью Кабакова, у которого когда-то успела поучиться. В основном ее проекты — некоммерческие и ориентированы на работу с пространством, что было существенным плюсом для меня.

ЧЕМ ИМЕННО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ?

Мы каждое утро ходили в крепость в мастерские на занятия, много общались и обсуждали проекты участников резиденции и Росселлы. А во второй половине дня посещали галереи и вернисажи. Параллельно делали ресерч для своих проектов и позже перешли к реализации работ для финальной выставки, которая продлилась всего один день, но было очень интересно успеть посмотреть проекты участников других курсов. Большую часть материалов для подготовки работ можно было найти в самой академии, что очень упрощало процесс. Также, можно было обратиться за технической консультацией к сотрудникам резиденции. За это время я плотно сдружилась с другими участниками резиденции; мы и сейчас поддерживаем связь, что очень важно для всех нас. Так что помимо международных культурных связей и знакомств, резиденция дала мне и такую дружественную опору.

КАКАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАПОМНИЛАСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Обе галереи Thaddaeus Ropaс в Зальцбурге. В их коллекции такие большие имена, как Базелиц, Бойс, Кифер.

А САМОЕ ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ?

Как я каждый день ходила от своего дома до замка новым маршрутом, потому что никак не могла запомнить дорогу и приходилось блуждать по лесу в горах.

ПРОЕКТ «ONE PLACE STORY», НАД КОТОРЫМ ТЫ РАБОТАЛА В РЕЗИДЕНЦИИ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕГО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЛА ДО И ПОСЛЕ ЭТОГО.

Да, поскольку наш курс был ориентирован на взаимодействие с пространством, мне как раз хотелось расширить возможности своего медиума и попробовать инсталляционный формат. Я решила углубиться в историю Густавы Айгнер, первого австрийского геолога родом из Зальцбурга, сделавшей важные открытия в палеонтологии. Она была второй женщиной в истории, изучавшей геологию в университете, получившей к тому же докторскую степень в 23 года. Мое десятиметровое полотно, растянутое в пространстве, отражало разные эпизоды из биографии Густавы. После выставки я свернула его в рулон и перевезла домой в Москву.

Все проекты участников были, в основном, site-specific. Например, один из художников делал бетонную инсталляцию, встроенные в пол замка, хоть нам и говорили заранее: «Вы же понимаете, что все подобные работы придется после выставки разбивать или демонтировать». А учитывая, сколько художников посещают академию и выставляются в резиденции за сезон, мы анализировали такие проекты и с этической стороны — насколько корректно делать работы, которые создаются для однодневной выставки и превращаются в пыль и мусор сразу после?

ЗАМЕТИЛА ЛИ ТЫ РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ЖИВОПИСИ ИЛИ СОЗДАНИЮ ВЫСТАВОК В АВСТРИИ И РОССИИ?

К удивлению, да. На момент принятия в резиденцию, в моем студенческом окружении в России упор делался на инсталляционное искусство, и мы постоянно обсуждали, что живопись — это неактуальный, коммерческий медиум. Когда я сказала об этом резидентам из Зальцбургской академии, они посмеялись и сказали, что впервые о таком слышат. Поэтому участие в резиденции и смена культурной среды обеспечило меня другой перспективой: мне показалось, что там нет такой взаимоисключающей бинарности как живопись против инсталляции, искусство коммерческое против искусства институционального.

ПРИ ЭТОМ, В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ ТЫ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОБРАЩАЕШЬСЯ НЕ ТОЛЬКО К ЖИВОПИСИ, НО И К КЕРАМИКЕ, МАСЛУ, ЦЕМЕНТУ, МЕТАЛЛАМ. И, ЧТО ИНТЕРЕСНО, НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТВОИХ ОБРАЗОВ МИГРИРУЮТ ИЗ МАТЕРИАЛА В МАТЕРИАЛ И МОГУТ ОДИНАКОВО ПРИСУТСТВОВАТЬ КАК В ЖИВОПИСИ, ТАК И В КЕРАМИКЕ. С ЧЕМ СВЯЗАНА ЗАВОРОЖЕННОСТЬ ЭТИМИ ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ ДЕТАЛЯМИ?

Миграция одних и тех же образов из живописи в керамику началась с моей персональной выставки «Помехи» в Триумфе. Выставка была разделена на два зала: в одном из них были мои картины, а во втором стоял подиум с керамикой — как раз с неочевидными деталями из каждой из этих картин. Задумка «Помех» была еще и в том, что одна из этих керамических скульптур не повторяла никакого образа с картин в другом зале — такая своеобразная поломка. Правда, с этой затеей случился забавный казус — уже в день открытия один из холстов купили сразу же, спустя час вернисажа, и сняли с выставки, поэтому таких керамических «поломок», помех, стало две. Этот холст еще и был на обложке каталога.

А вот первой работой из бетона был надувной круг с выставки «Уроборос». Такой медиум был рожден, во-первых, из моего интереса к новому материалу, и, во-вторых, из самой идеи работы. За основу я брала миф о Ёрмунганде, скандинавском аналоге Уробороса, и его битве с Тором. В этой битве, Ёрмунганд выходит из океана, Тор отрывает ему голову и умирает от яда из пасти мертвого чудовища.

Мой круг напоминает и кольцевую форму Уробороса, и обманчиво спасательный круг, который может разве что убить, а не спасти, из-за своей тяжести. В изготовлении этого бетонного круга мне помогал мой папа. Вместе с ним мы заливали нутро бетонного круга монтажной пеной, чтобы вместо 250 килограмм он весил хотя бы 90.

МОЕЙ ПЕРВОЙ АССОЦИАЦИЕЙ КОГДА Я УЗНАЛА, ЧТО ТЫ ПИШЕШЬ КАРТИНЫ СО СНИМКОВ ИЗ ТВОЕГО ЖЕ ФОТОАРХИВА, БЫЛ ГЕРХАРД РИХТЕР. КАК И ОН, ТЫ ПИШЕШЬ ФОТОРЕАЛИСТИЧНЫЕ КАРТИНЫ, СОЗДАВАЯ В НИХ ПОМЕХИ И ПОКАЗЫВАЯ ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ. РАССКАЖИ ПРО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ФОТОСНИМКОВ И ЖИВОПИСНОЙ ПРАКТИКИ: КАК ТЫ ВЫБИРАЕШЬ, КАКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ БУДЕШЬ ПЕРЕВОДИТЬ НА ХОЛСТ С ПОМОЩЬЮ КРАСОК, И В КАКОЙ МОМЕНТ В НИХ РОЖДАЮТСЯ ЕДВА ЗАМЕТНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ?

Изначально всю свою практику я делю на серии. Каждая серия представляет определенную тему — ее я продумываю в первую очередь. Отталкиваясь от нее, я отсматриваю свои архивы фотографий за много лет, отбираю образы, которые помогут мне тему раскрыть, а затем и то, как и что я могу в этих образах изменить, какого эффекта добавить.

ТЫ ОПИСЫВАЕШЬ СВОИ РАБОТЫ КАК «НАСЛОЕНИЕ ИЛЛЮЗОРНОГО И ВОЗМОЖНОГО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ТРЕВОЖНОГО И ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕГО». В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭТА ТРЕВОЖНОСТЬ?

Для меня тревожность рождается из того самого слома, сбоя, присутствующего в моих работах. Например, в моей работе Pond/Пруд (2020), с первого взгляда все кажется нормальным и даже успокаивающим. Однако, если присмотреться, вопреки нормам, вода находится в статике, в то время как все остальное — в движении. Возникает чувство турбулентности, когда ты не до конца все понимаешь, не можешь оценить увиденное на достоверность, когда не за что ухватиться.

ЕЩЕ ОДНА ЦИТАТА ИЗ ОПИСАНИЯ ТВОИХ РАБОТ: «ВИДОИЗМЕНЕННЫЕ ОБРАЗЫ, УВИДЕННЫЕ ЧЕРЕЗ СТЕКЛА ВИТРИН, ОКОННЫЕ РЕШЕТКИ, КАМЕРУ ТЕЛЕФОНА, НАНОСЯТСЯ МАСЛОМ НА ХОЛСТ, ОТДАЛЯЮТСЯ ОТ СВОИХ ОРИГИНАЛОВ И ПОМОГАЮТ УВИДЕТЬ В ОБЫДЕННОМ ЧУДО».

Да, те самые стекла витрин, решетки, камера телефона — тоже создают визуальное препятствие, в котором выражается эта самая тревожность, показывают дистанцию между изображаемым и реальным, изображаемым и художником, изображаемым и зрителем.

В ТВОИХ РАБОТАХ УЗНАЮТСЯ УРБАНИСТИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ ДРУГИХ СТРАН И КУЛЬТУР, ЧТО ДЕЛАЕТ КАРТИНЫ ОСОБЕННО КОЛОРИТНЫМИ, ЖИВЫМИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ. ЧАСТО ЛИ ТЫ ПУТЕШЕСТВУЕШЬ? ЧТО ЦЕПЛЯЕТ ТВОЙ ВЗГЛЯД?

Я очень много путешествовала раньше, еще до ковида. Сейчас я в основном путешествую по России, фотографирую все подряд, а потом перебираю и переделываю фотографии. Часть моих работ основана на фотографиях, которые я сделала в Китае еще в 2018 году. Я в то время как раз писала диплом в академии (живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова), психовала и понимала, что мне ничего из написанного не нравилось. Это было в мае, а в июле мне уже нужно было сдавать готовую работу. Перед отъездом я сняла холст с подрамника и перетянула на новый, а вернувшись из Китая, начала работу заново со свежим взглядом и поняла, что это было правильным решением.

НУЖНА БЫЛА ТОЛЬКО ОДНА КАРТИНА?

Да, у меня была только одна. Я тогда заканчивала мастерскую портрета и делала большой парадный портрет современника.

ПРИТОМ ЧТО СЕЙЧАС НА ТВОИХ РАБОТАХ ЕДВА ЛИ ПРИСУТСТВУЮТ ЛЮДИ.

Да, это последствия моей академической учебы. Думаю, мне просто стало интересно сместить фокус с людей на окружение и исследовать новые способы выражения того, с чем в классическом понимании справляется портрет. Людей я пишу разве что со спины именно для того, чтобы смоделировать взгляд внешнего смотрящего.

В БЛИЦЕ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, КОТОРЫЙ МЫ БРАЛИ У ТЕБЯ ПОЧТИ ТРИ ГОДА НАЗАД, НА ВОПРОС «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ БОЛЬШИМ ХУДОЖНИКОМ?» ТЫ ОТВЕТИЛА: СИСТЕМНАЯ ПРАКТИКА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. КАК ТЕБЕ КАЖЕТСЯ, КАК МЕНЯЕТСЯ ТРАЕКТОРИЯ ТВОЕЙ ПРАКТИКИ? ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ ЛИ ТЕ САМЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ?

Сейчас я не чувствую себя состоявшимся художником. Я считаю, что впереди еще большой путь, и я до сих пор нахожусь в поиске концептуализации и поиска своей темы. Того, что сейчас есть, кажется недостаточно. Зато теперь у меня больше поддержки: появилось намного больше друзей и связей, свой круг единомышленников. В этом смысле я не чувствую себя так тревожно.

РАССКАЖИ ПРО СВОЮ МАСТЕРСКУЮ.

Я сейчас снимаю мастерскую с Дианой Шлиман, Аней Туркиной и Наташей Кабановой. У нас у всех очень разные практики, из которых иногда рождается интересный обмен опытом. В эту мастерскую я переехала только в августе, а до этого у меня было много других мастерских. Недавно прошел слух, будто здание, в котором находится наша мастерская, может быть снесено. Очень надеюсь, что этого не произойдёт. Перед этим у меня была мастерская в НИИДАРе на Преображенской площади (совместно с Аней Соз, Алёшей Ковалёвой, Элизой Крейцберг и Максимом Новиковым, у нас был коллектив и самоорганизованное пространство «НИИ Причастность»). Но НИИДАР расселили под снос, и нам пришлось разъехаться. Также я снимала какое-то время отдельную комнату в мастерских НИИ Среда.

В нашей текущей мастерской мне все нравится: там есть грузовой лифт, адекватная проходная, в здании есть керамическая печь, в подъезде есть кофейня, там огромные окна, она очень светлая, у нас даже есть общий чат с другими заводчанами. Единственный минус в том, что окна огромны настолько, что даже при работающих батареях, помещение быстро остывает и там становится холодно в зимний период. В остальном, там здорово.

КАКОЙ У ТЕБЯ РЕЖИМ ДНЯ?

Обычно с утра я сижу за компьютером, заполняю заявки, что-то читаю, делаю эскизы, пишу тексты, если нужно. Затем я еду в мастерскую, где, как правило, работаю днем и вечером. Трижды в неделю хожу в качалку, на тренировки. Регулярно хожу на вернисажи, стараюсь много всего смотреть.

Еще какое-то время раньше я могла прожить на деньги от продажи работ, а сейчас я время от времени работаю со своей подругой-архитектором над реставрацией деревянной мебели и панелей, поэтому иногда езжу в командировки.

ПОКУПАЕШЬ ЛИ ТЫ РАБОТЫ ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ? СОБИРАЕШЬ ЛИ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ?

Пока я купила только одну работу — литографию Андрея Покровского. Еще у меня есть, подаренные Никой Черняевой и Славой Нестеровым. С ними обоими мы обменялись работами.

УДОБНО! ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЧЕМ ТЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕШЬСЯ?

Сейчас я делаю работы для выставки «Не доверяйте тишине, она обманчива», которой откроется новый центр современного искусства в Старом Осколе «Быль». Центр открывается на месте одноименного кинотеатра, которое было и будет сосредоточением культурной жизни. Кураторы Никита Клён и Виктор Жданов, оба из Старого Оскола, пригласили меня к участию. Ребята долго работали с архивом, проводили исследования, искали разную информацию, общались с местными жителями. Работа в архивах была связана непосредственно с изучением наследия советского кинотеатра как важной культурной единицы города.

Мои керамические объекты, которые я делаю для выставки, будут связаны с окрестностями «Были», скульптурами и барельефами из парка рядом. Мы в январе специально приезжали в Старый Оскол, чтобы ознакомиться с локацией и городом. Вообще сам кинотеатр очень атмосферный; особенно впечатлили подвалы и двигатель для фонтана. Живопись же будет основана на старых фотографиях местных жителей и том архивном материале, что ребята уже наработали.

studio visit

Author: Angela Gurtsieva

Photos: Varvara Toplennikova

13 March, 2023