KATYA SCHEGLOVA

ИНТЕРВЬЮ

PHOTOS: EVGENY REYN

INTERVIEW: ANYA MIHEEVA

21 December, 2021

Katya Scheglova’s exhibition has just wrapped up at the State Institute of Art Studies. Called "Mirrored Heart 2”, it’s the second installment of her art project that consists of portraits of teenage and adolescent women distorted by the many mirrors around them. We talked to Sheglova about her works, and how she sees the ugly and the beautiful in art.

Read the rest of the article in Russian.

КАК ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА? КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВОВАЛА В МОМЕНТ ОТКРЫТИЯ?
КАТЯ: Если честно, каждая новая выставка забирает много сил. Поэтому когда все доведено до конца, я перестаю что-либо чувствовать по этому поводу. Только покой — ведь уже все готово. У меня были выставки, где фокус внимания был именно на работах. А здесь — сайт-специфик инсталляция с акцентом скорее на этом конкретном пространстве. Мне кажется, классно, что эта выставка состоялась, и люди приходят ее посмотреть.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКИ — "MIRRORED HEART"? В НЕМ ЗАЛОЖЕНА КАКАЯ-ТО ОТСЫЛКА К ЭТОМУ ПРОСТРАНСТВУ?
КАТЯ: "Mirrored Heart" — это мой проект про «отраженных» людей. Изначально он назывался «Mirrored Heart. Групповой одиночный портрет», он состоял из одиночных портретов, каждый из которых был полностью раздроблен в зеркальных отражениях. Я показывала его летом в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Потом мне предложили перенести экспозицию в стены института, но когда я там побывала, сразу поняла, что целиком ее туда перенести не удастся. Так получилась эта своеобразная инсталляция — продолжение проекта — "Mirrored Heart 2".

ПРОСТРАНСТВО ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ, — КАК ТЫ НАШЛА ЭТУ ЛОКАЦИЮ?
КАТЯ: Наталья Владимировна Сиповская (директор Государственного института искусствознания — прим. ред.) узнала обо мне и попросила художника Андрея Бартенева нас с ней познакомить. Тогда она и предложила мне сделать выставку в стенах института.

КАК ВЫ ГОТОВИЛИ ПРОСТРАНСТВО? КТО ТЕБЕ В ЭТОМ ПОМОГАЛ?
КАТЯ: Появление Кости Алявдина — это настоящее чудо. Если бы мне пришлось заниматься всем этим в одиночку, — я бы точно сошла с ума. Институт не располагал бюджетом, чтобы оказать финансовую поддержку, зато у них было готовое выставочное пространство с естественным светом. А еще здесь есть подвесная система, которую никто не трогал неизвестно с какого года. Специального освещения не было, поэтому мы заморочились и провели несколько недель в Леруа Мерлен. Совместными усилиями мы добились нужного результата, чему я очень рада.

У ТЕБЯ БЫВАЮТ МОМЕНТЫ СОМНЕНИЙ, КОГДА ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО, ВОЗМОЖНО, СТОИТ БРОСИТЬ ИСКУССТВО И ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ-ТО ДРУГИМ?
КАТЯ: Проблема в том, что я не могу этим не заниматься. У меня есть некоторые ментальные особенности, и единственный вид существования, при котором я чувствую себя собой, — это регулярная практика рисования в мастерской. Я ощущаю себя наиболее комфортно, когда у меня есть собственный проект, и я над ним работаю. Без этого я скатываюсь в депрессию. Когда я ушла в декрет и родила ребенка, и у меня не было возможности рисовать — это был самый тяжелый период в моей жизни. Мне было очень плохо, я буквально чуть не сошла с ума. При первой же возможности я вернулась к практике и начала работать. Это желание идет изнутри. Я всегда задумывала крупноформатные работы не потому, что мне кто-то заказывал сделать их большого размера, просто они мне нравятся именно такими. Я создавала их без определенной цели, в никуда. Когда мне было 23 года, я снимала квартиру недалеко от станции метро Водный стадион: одну из комнат я превратила в мастерскую и там рисовала двухметровые картины. Это было похоже на бред, никаких кураторов или галерей у меня не было, — я просто делала эти картины и все.

В КАКОЙ МОМЕНТ ИСКУССТВО СТАЛО ПРИНОСИТЬ ТЕБЕ ДЕНЬГИ?
КАТЯ: Поскольку я всегда рисовала людей и с самого начала отталкивалась от портретного жанра, довольно быстро появились люди, которые заказывали мне портреты за деньги. Для меня было настоящей честью выполнять эти заказы — я гордилась тем, что у меня теперь есть такое ремесло и я могу честно заработать им небольшие деньги. Я ведь не училась в художественной школе или институте, а была просто самоучкой и начала рисовать в довольно позднем возрасте — в 18 лет после окончания школы. К этой честной ремесленной работе я относилась как к тому самому институту, которого у меня никогда не было. Сначала это стоило совсем недорого, но постепенно — когда мои работы стали хорошо продаваться — я подняла оплату. Сейчас у меня остается все меньше возможностей брать такие заказы, потому что все время я трачу именно на свои собственные работы. Но я все равно стараюсь находить время для того, чтобы делать что-то на заказ — для меня это очень важный способ оттачивания своих ремесленных навыков. Это то же самое, что делать обувь или мастерить табуретки, или печь хлеб. Поэтому я всегда выполняю работы на заказ с большой любовью и уважением.

КАК У ТЕБЯ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ?
КАТЯ: Когда я начинала рисовать, то больше всегда любила работать на твердых поверхностях, например, на дереве. После окончания школы наступила какая-то пустота, я никуда не стала поступать, был такой потерянный год. Я помню, дома, я тогда жила с родителями, папа заготовил листы фанеры для стенного шкафа в коридоре. Я начала воровать эти листы по ночам, чтобы на них рисовать. Тогда пришла любовь к живописи, мне нравилось смотреть на картины, — у меня были открытки с картинами художников XX века, которые я особенно любила. В тот момент я никак не анализировала происходящее. Потом уже пришло осознание, что все же стоит получить какое-то специальное образование и обзавестись художественными инструментами. Я пошла на подготовительные курсы, где год готовилась к поступлению в Мухинское училище (СПГХПА имени А.Л. Штиглица — прим. ред.), но не смогла поступить с первого раза и поняла, что не хочу тратить на это пять лет.

ТЫ НЕ ТОЛЬКО СОЗДАЕШЬ ИСКУССТВО, НО ЕЩЕ РАБОТАЕШЬ ХУДОЖНИЦЕЙ-ПОСТАНОВЩИЦЕЙ В ТЕАТРЕ И КИНО, ИНОГДА СНИМАЕШЬСЯ, — ЧТО ИЗ ЭТОГО ДЛЯ ТЕБЯ ОСТАЕТСЯ ГЛАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
КАТЯ**: Рисование — это моя собственная инициатива. Все остальные работы — это то, что ко мне приходит извне. Сейчас вышло два сериала, в которых я снималась («Вертинский» и «Инсомния» — прим. ред.). Приходится давать много интервью, и всегда есть этот вопрос: «Вы актриса, но вы что, — еще и рисуете?». Очень смешно! У меня есть мастерская, и я всегда иду работать туда, несмотря ни на что. Я иду рисовать, что бы ни происходило вокруг. Такое «дефолтное» состояние, способ моего существования. И это не обязательно условие какого-то счастья, скорее — просто нормального состояния. А есть другая работа, — она связана с социализацией, с другими людьми, их инициативами.

СЕЙЧАС ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНЕ ДОМА, — КАК ТЫ СЕБЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ОЩУЩАЕШЬ?
КАТЯ: На самом деле, очень вредно для здоровья, когда художественная мастерская прямо у тебя дома, — потому что вся эта история страшно воняет. Кроме того, вообще полезно выходить из дома, приходить на работу, потом заканчивать ее и уходить. Такие переключения — залог здоровой психики. А еще у меня ведь ребенок, и как только он начал ходить, — стало очевидно, что никакой мастерской дома быть не может. С тех пор я снимаю помещение для работы. Бывает так, что я вкладываюсь в выставку, и на свои нужды у меня средств уже не остается, — поэтому приходится брать больше заказов.

КАК ТЫ ВЫБИРАЕШЬ ГЕРОЕВ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?
КАТЯ: В основном, я случайно нахожу людей и придумываю работы вместе с ними. Раньше я всегда носила с собой фотоаппарат и просто снимала окружающих. Для «Mirrored Heart» я находила женщин в инстаграме, — своих знакомых или совсем неизвестных мне людей, — просила разрешения их нарисовать. Бывает по-разному, — зависит от задач. У меня был проект «Дети мира», — он был связан с путешествиями. Я просто приезжала куда-то, ходила с фотоаппаратом и снимала детей. Иногда я спрашивала разрешения, иногда фотографировала просто из окна. Я собираю некие коллажи, все как-то по-другому переделываю и только потом уже рисую. То есть получается некая натура, которой на самом деле никогда не существовало. Нечто воображаемое.

ПОЧЕМУ ТЫ РИСУЕШЬ ИМЕННО ЛЮДЕЙ?
КАТЯ: Не знаю, просто нравится. Больше всего меня всегда привлекало именно лицо человека и ничто другое. Даже плечи или руки рисовать не интересно.

ПО-ТВОЕМУ, ДОЛЖНО ЛИ ИСКУССТВО БЫТЬ КРАСИВЫМ?
КАТЯ: Я думаю, что красивой должна быть я. Просто не очень понимаю эти категории — «красивое» и «некрасивое». Они слишком обобщающие. Я очень люблю Люсьена Фрейда — разве скажешь, что его искусство некрасивое? Его картины, где страшные люди или вообще какое-нибудь мясо, невероятно красивые. Это как с коммерческим и некоммерческим искусством. Само по себе понятие «некоммерческого искусства» — просто бессмысленные слова для меня. Потому что нет никакого некоммерческого искусства, — его создателям тоже надо на что-то его делать. Так же и про красивое и некрасивое искусство, — мне совершенно непонятно. Лично я не могу представить себе некрасивое искусство. Но я могу себе представить искусство безжизненное, такое бывает. Недавно я была на выставке Евгения Музалевского, который стал победителем Премии Анатолия Зверева, и испытала чистейшее счастье, — потому что почувствовала контакт с его искусством. Я переживаю это искусство. Я как животное смотрела на это и просто чувствовала, и мне не нужно было ничего рассказывать или объяснять — это мощнейшее ощущение. А бывает, что у меня с работами художников не происходит никакого контакта, и я просто прохожу мимо.

КРАСОТА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, МОЖЕТ БЫТЬ ВО ВСЕМ, — ГЛАВНОЕ, УМЕТЬ ЕЕ ВИДЕТЬ.
КАТЯ: Могу рассказать вот что. Первая выставка — где я показывала детей из своих путешествий — проходила в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Я тогда получила отзывы и даже несколько писем от очень недовольных людей, — они говорили, что у меня надо отобрать краски, потому что нельзя так рисовать детей. Их возмущало, что все дети такие «грустные» и некрасивые. По их мнению, мое творчество транслирует негатив. Мне кажется, это настолько субъективный взгляд, — как вообще можно этим руководствоваться?

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЛЮДИ КАК БУДТО БОЯТСЯ УРОДЛИВОГО, НО ПРИ ЭТОМ САМИ ЕГО ИЩУТ.
КАТЯ: Все уродливое прекрасно выглядит в здании банка. Вот в фойе банка любую уродливую андеграундную работу повесь, — будет конфетка. Если ты чего-то боишься, это всегда произойдет. Глупо бояться.

НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, К ВЫСТАВКЕ ДОЛЖНЫ ПРИЛАГАТЬСЯ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ? НУЖНО ЛИ ЗРИТЕЛЮ ЧТО-ТО ОБЪЯСНЯТЬ?
КАТЯ: Мне кажется, это неизбежно. Россия — литературоцентричная страна, и мы привыкли воспринимать информацию через текст. Испытать некий физиологический контакт с картиной — это дар, на мой взгляд, но не у всех он есть. Чаще всего на это способны дети. Я допускаю, что огромное количество людей воспринимают не только искусство, но и мир вокруг через текст. Для них это интеллектуальная потребность. Только текст помогает им вступать в контакт с искусством, понимать его. В системе американского арт-рынка, например, ты как художник просто обязан уметь формулировать объяснение того, что ты делаешь. Ты должен уметь раскладывать все по полочкам и рассказывать о том, что ты вообще из себя представляешь. И нужно быть готовым представить текст в короткий срок — для какой-нибудь Art Basel или даже подвальной выставки, неважно. Наверное, в этом есть определенный смысл.

СЕЙЧАС ТЫ СЧИТАЕШЬ СЕБЯ АБСТРАКТНЫМ ХУДОЖНИКОМ?
КАТЯ: Да. Я просто воспринимаю свои работы именно как абстракцию. Как большие цветные объекты, а не как психологические портреты маслом.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЗНАЧИТ БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ?
КАТЯ: Это значит быть собой. А еще, в каком-то смысле, быть дисциплинированным животным, каким и является художник.

У ТЕБЯ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО СТРАХИ?
КАТЯ: Я боюсь бедности, болезней и переживаю за своих близких. Еще всю жизнь меня преследует страх рутины, существования по инерции.

НАСКОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНО ПРИЗНАНИЕ?
КАТЯ: Невероятно важно. Это очень крутая штука, связанная с воплощением и реализацией. Твоя востребованность в окружающем мире — это то, что можно противопоставить вакууму, в котором ты всегда находишься. Это дает тебе много сил, чтобы продолжать двигаться дальше и делать то, что ты делаешь. В моменты признания твои работы — как дети — отделяются от тебя и начинают жить самостоятельно. Это очень круто.

ТЕБЕ НЕ ЖАЛЬ РАССТАВАТЬСЯ СО СВОИМИ РАБОТАМИ?
КАТЯ: Не жаль. Я не боюсь их отпускать, — они только место занимают. Я бы вообще дала совет всем художникам — не бояться.

ИНТЕРВЬЮ

PHOTOS: EVGENY REYN

INTERVIEW: ANYA MIHEEVA

21 December, 2021