Gathering in Basel: X-Nowness group show
С 16 по 22 июня в Basel Art Center в Базеле прошла групповая выставка X-Nowness.
Выставка проходит при поддержке проекта Voices of Culture и объединяет 38 авторов, представленных галереями Voskhod Gallery, Объединение и Art Catch.
Рассказываем, о чем проект трех галерей, и как на него отреагировали зрители.
ДАША ЯРЦЕВА, КУРАТОР, АВТОР ТЕКСТА К ВЫСТАВКЕ: «Время не линейно и не состоит из отдельных материальных точек. Скорее оно ощущается как пугающий сдвиг, преследующий сам себя, временами обгоняющий или наоборот отстающий. Так и настоящее преследуется призраком настоящего, неким х-неизвестным. Х-настоящее (X-Nowness) можно представить в качестве неисчислимого многообразия вариаций реального, область населенную призраками и не привязанную к определенному времени. Невидимый глазу разлом на самом деле динамическая связь между прошлым и будущим, которую ощущают и проявляют художники в физическом мире. Искусство существует темпорально, как мерцание между прошлым и будущим, между реальностью и аллегориями на реальность».
ДАРЬЯ ЛОБЫНЦЕВА, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ГАЛЕРЕИ VOSKHOD: «Наш спонсор Fabienne Levy придумала инициативу voices of culture, и через нее решила поддержать русских художников. Для нее было шоком узнать про тот канселлинг, который происходил и происходит сейчас по отношению к русским хдожникам, в том числе, например, закрытие российского павильона на Венецианской биеннале. Художники и искусство не должны быть жертвами политики. И поэтому она посчитала в это непростое время выступить со столь смелым жестом. За что мы ей очень признательны.
На выставке, на открытии и последующих днях мы увидели много интереса к российским художникам, много вопросов про то, кто наши авторы, и где они сейчас находятся, как они справляются с ситуацией — уехали или остаются. Мы не увидели никакого негатива, только большой интерес и поддержку».
АНЯ МЕРМАН, ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ОБЪЕДИНЕНИЯ: «В этом проекте мы оказались за пару недель до даты открытия — Фабьен Леви предложила поучаствовать в выставке Яне, Яна позвала Дашу, а Даша — меня. Было несколько важных условий: искусство в этом случае не поле для политики, работы всех участникв, которых мы зовем, должны принять в проекте участие. В какой-то момент я предложила куратору Даше Ярцевой помочь нам с темой и текстом, в итоге у нас появилось очень загадочное и очень близкое мне по духу название X-Nowness и невероятный текст, в котором моя любимая фраза — про мерцание сквозь ткань времени.
Мы собрали работы 38 авторов, работы прилетали к нам из разных городов — Рига, Москва, Амстердам, Петербург, Париж. Большая возможность для нас это тот факт, что наша выставка проходила в то же время, что Art Basel и Design Miami, а вместе с ними — и десятки других больших событий.
Мы получили много положительных отзывов и реакций, а также много поддержки: конечно, часто поднимался вопрос о том, что происходит сейчас, и в каком мире мы живем, но мы встречали только поддержку и сопереживание тому, с чем сталкиваются художники, институции и журналисты, которые отказываются молчать
Когда мы принимали решение о развеске, в моей голове какие-то истории объединялись в темы или эмоции. Например, первый зал для меня самый концептуальный, там серия The stock МишМаш, ворота Мики Плутицкой, работы Олега Устинова и Николая Онищенко. Также есть залы про разные эмоции: та самая мистическая реальность, мерцающая иногда сквозь пространство, с работами Антона Кушаева, Вики Кошелевой и Миши Никатина; зал про эмоции, которые многие из нас испытывают последние месяцы — страх, боль, страдание, с работами Ирины Петраковой, Маяны Насыбулловой, Ильи Федотова-Федорова и тут же надежда на то, что все может измениться — работа Наташи Гончаровой и фотографии Екатерины Косты. Есть и часть про дом (где он и что это сейчас?) с коллажами про наследие и историю, от которой не скрыться, Дмитрия Булныгина, райским садом Алены Раковой и Софии Скидан, лесом Crocodile power и скульптурными объектами с желтыми цветами Нади Лихогруд. В одном зале мы объединили тонкие (в прямом смысле) работы Анны Таганцевой-Кобзевой и Кирилла Макарова, части проектов которых выполнены на ткани. Рядом с ними есть видео-работа Дианы Капизовой, которую я уже показывала в групповой выставке прошлым летом в Рихтере про хрустальные слезы».