«Уличное искусство интересно тем, что у него мало шансов»: пять художниц о городской среде и паблик-арте

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Саша Шапиро

Фото: предоставлены организаторами фестиваля

25 July, 2024

Фестиваль «Морфология улиц», проходящий в Тюмени с 2017 года, сформировал вокруг себя крепкое коммьюнити из уличных художников со всей страны и подарил городу новые центры притяжения. «Коадаптация» — тема события этого года, предполагает коллективное творчество, множество арт-лабораторий и новые художественные объединения.

Мы поговорили с пятью художницами — участницами фестиваля разных лет — о том, что побуждает их выбирать улицу вместо мастерской, зачем городу и его жителям паблик-арт и можно ли (и нужно ли) продлевать ему жизнь.

Алина Рахматулина

Город: Екатеринбург

КАК И КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

Это случилось где-то в 2012-2013 годах, тогда я познакомилась со Степой Айфо (прим. ред. — уличный художник из Екатеринбурга). И с тех пор моя жизнь тесно связана с искусством в целом и с уличным искусством в частности.

В 2014 году вместе со Степой мы открыли первую в России галерею уличного искусства «Свитер». Буквально с первой выставки нас поддерживали все громкие имена российского уличного искусства: Тимофей Радя, Слава ПТРК, Вова Абих, Илья Мозги, Наташа Пастухова.

Мы знакомили жителей города с понятием «уличное искусство», потому что оно часто оставалось непонятным. Мы рассказывали горожанам о смыслах, вложенных художниками, давали возможность взглянуть на город под новым углом благодаря произведению искусства.

К КАКИМ ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Наши совместные работы со Степой часто обращались к тотемам — образам, которые не имеют определенной национальности. Одни видят в них африканские мотивы, другие — отсылки к иллюстрациям сказок Билибина.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО УЛИЦУ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

Уличное искусство интересно тем, что у него мало шансов. Здесь получается интересное взаимодействие со зрителем — у тебя есть доли секунды, чтобы захватить внимание человека, бегущего по делам из точки А в точку Б. За эти же доли секунды зритель принимает решение, остановится ли он или побежит дальше. Если художнику удается остановить человека и даже его тронуть — это дорогого стоит.

КАК УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЛИЯЕТ НА ГОРОД?

Искусство в малых городах становится точкой притяжения, что, например, происходит в Тюмени благодаря «Морфологии улиц». Город теперь ассоциируется не только с добычей нефти, но и с культурной жизнью.

Искусство помогает молодым ребятам, особенно из маленьких городов, сформулировать и задать себе вопрос: «А хочу ли я здесь жить?». Городская среда, наполненная уличным искусством и арт-мероприятиями, становится дружелюбней, она говорит на том же языке, что и ты.

РАССЧИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ОТКЛИК ГОРОЖАН НА СВОИ РАБОТЫ?

В широком смысле, конечно, рассчитываю. Я хочу затронуть зрителя и каким-то образом с ним соприкоснуться.

В то же время нужно научиться отпускать свое художественное высказывание. Ты уже сделал его на улице, отдал его городу. И что с ним будет? Возможно, через час его закрасит коммунальная служба, затегают дети или другой художник перекрасит. Может быть, работа останется, но тебе она больше не принадлежит.

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ И НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?

У меня нет однозначного ответа, нужно или нет. Мне кажется, что все происходит так, как происходит. Есть объекты, которые западают в сердечко всем. И если с этими объектами что-то происходит, они начинают разрушаться, то появляются люди, которые готовы их сохранить. Сам процесс реставрации у нас, к сожалению, случается довольно редко, потому что обслуживание объектов уличной среды — это большая статья расходов.

Светлана Растебина

Город: Москва

КАК И КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

Это был 2021 год, все началось с фестиваля «Морфология улиц». Меня заметила и пригласила Юлия Саначина (прим. ред. — руководительница мультицентра «Контора пароходства» в Тюмени), и мы сделали первую работу с мозаикой, которая оказалась стартовой. И после уже появились работы в Москве, в Екатеринбурге, Мурманске.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО УЛИЦУ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

Для меня мозаика — это выразительное средство наряду с пастелью, акрилом, карандашом. У мозаики есть свои преимущества и особенности, например, область применения и долговечность. Для мозаичной работы подойдет практически любая поверхность от столешницы до дна бассейна или фасада здания. Работа из мозаики не подвержена старению, практически не требует реставрации и является антивандальной поверхностью.

Современное сообщество мозаичистов по большей части работает с интерьерами. Я же хочу максимально выходить на холсты городских улиц. Это дает работе максимальное количество зрителей. Я получаю обратную связь от горожан, которые, в свою очередь, вовлекаются в коммуникацию с городом, что очень важно.

К КАКИМ ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Наверное, у меня нет одного образа, к которому я всегда иду. Мне важно, чтобы в итоге работа приносила визуальное удовольствие и транслировала позитивные эмоции. Нести доброту, красоту и любовь — задача, которую я себе ставлю. Что касается моих уличных работ, там, как правило, сюжеты, сопряженные с конкретным местом.

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ И НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?

По поводу долговечности именно моих работ — они практически неубиваемые. Используются такие материалы, что они переживут автора. Если забор, на котором мы сделали работу, крепкий, значит, она останется там надолго. Сколько стоят здания, столько работы и будут на них оставаться. В советских заброшенных постройках, например, до сих пор остались мозаичные изображения. Их достаточно промыть, и они будут дальше радовать глаз.

Влада MV Picture

Город: Санкт-Петербург

КАК И КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

Стрит-артом я занимаюсь с 2018 года, начинала с небольших трафаретов — это быстрый способ сделать высказывание, не умея рисовать баллонами. На меня сильно повлиял фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», который посоветовал преподаватель по рисунку. Меня очень вдохновило то влияние, которое художник обретает на улице, и его свобода (поскольку он оставался анонимным). Однако скоро я поняла, что анонимной быть не смогу, и в 2020 году начала работать с персонажами, которых рисую по сей день.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО УЛИЦУ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

Думаю, что публичное пространство — это место для диалога. Нелегальность работы позволяет избавиться от цензуры, фильтра в виде институций и кураторов.

КАК УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЛИЯЕТ НА ГОРОД?

Уличное искусство — это голоса людей, которые живут в городе. Стены — это отражение общества и пространство для диалога между разными его членами. Кто-то хочет и пишет, кто-то добавляет, кто-то просит, чтобы работу закрасили, а автора посадили.

К КАКИМ ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Меня интересуют социально-политические темы и отношения между людьми. Часто использую среду как отправную точку для создания работы. Однако даже разные места подводят к интересным и волнующим меня темам — поддержка, сочувствие, одиночество.

РАССЧИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ОТКЛИК ГОРОЖАН НА СВОИ РАБОТЫ?

Да, я получаю отклик. Иногда мне пишут люди, когда находят меня в социальных сетях, это очень ценно. Пару раз мне и угрожали, но это, конечно, нормальные издержки профессии. Обычно меня благодарят, а меня очень трогает, что кто-то чувствует так же, как и я.

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ И НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Можно попробовать согласовать стены с администрацией; грунтовать стену перед тем как рисовать, чтобы краска лучше держалась; брать краску подороже, чтобы она не осыпалась и не выцветала; выбирать место под козырьком, чтобы дождь не смыл.

Некоторые работы органично становятся частью города, а другие естественно исчезают, будучи рассчитанными на короткий срок, например, работы на политические темы. Я думаю, стоит показывать людям, что рисунки на стенах это нормально и даже хорошо.

Ульяна Розина

Город: Екатеринбург

КАК И КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

Первый опыт работы на улице был в 2021 году в резиденции «Лето на заводе», где я создала масштабную инсталляцию «Корни традиций» из льна.

Но отмечу, что в творческой практике мне всегда хотелось вывешивать инсталляции из окна мастерской, чтобы показать красоту этого мира как можно большему количеству людей.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО УЛИЦУ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

Улица как дополнение к пространству мастерской и выставок. Улица как галерея без ограничений для художника. Улица, повторюсь, как взаимодействие с большим количеством людей.

КАК УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЛИЯЕТ НА ГОРОД?

Уличное искусство влияет на людей, живущих в этом городе. Оно создает благоприятное информационное пространство для размышлений; это возможность задуматься или почувствовать что-то, просто пробегая мимо по насущным делам. А далее люди больше узнают о городе, больше любят его, сохраняют и развивают.

К КАКИМ ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Мои уличные работы — это всегда site-specific проекты, привязанные к конкретному месту и контексту. А интересные мне темы — жизнь, природа, экология, взаимодействие человека и окружающего мира.

РАССЧИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ОТКЛИК ГОРОЖАН НА СВОИ РАБОТЫ?

Я не жду громкого отклика, но надеюсь на положительное влияние моих работ на горожан.

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ И НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Сейчас все официальное уличное искусство подлежит согласованию. Неудивительно, что у организаторов, потративших много усилий на реализацию проекта, есть желание продлить созданному произведению жизнь. А горожане, впервые столкнувшись с искусством на улице, часто хотят его присвоить себе или как-то с ним взаимодействовать, далеко не всегда позитивно. Думаю, чем больше уличного искусства будет в городе, тем оно будет сохраннее, потому что горожане привыкнут к культуре стрит-арта.

Анастасия Дунаева

Город: Москва

КАК И КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ?

Несмотря на изучение дизайна и современного искусства во ВШЭ с 2016 года, началом своего пути я считаю зиму 2019 года. Тогда я поняла, в чем различие между студенческими работами, которые могут быть и неплохими, даже отличными, но не вполне тебя касающимися, и работами уже художника, который работает с темами, которые его волнуют, и использует определенный метод.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО УЛИЦУ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?

Улица — мой 100% метод. В 2019 году я начала двигаться по вектору, который показался мне очень привлекательным, задав себе нехилый темп. У уличного художника есть агентность в городе — это основная причина. Я агентно совершаю самоуправство в городе при помощи рисунка. И я не считаю это чем-то плохим, я люблю такие старые некрасивые заборы, а то, что я на них поместила, — это win-win и для меня и для города.

А еще мне Арсений Сергеев как-то сказал: художник должен быть на улице. Мне
понравилось. Это взаимодействие с городом — мой личный “Sex and the City”. Сериал ведь вообще не про секс, а про то, как город принимает или не принимает героиню. Города большие, страшные, а я ростом 160 сантиметров и весом 47 килограмм. Мне надо ментально выживать.

КАК УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЛИЯЕТ НА ГОРОД?

Граффити меняет взгляд на город — ты видишь шире, смотришь дальше, встречаешь случайных людей. Недавно мы вообще тучу незнакомых людей захватили с собой на крышу. Правда, мы там не порисовали: пришел страж крыши и всех выпроводил.

А еще мой опыт с прохожими и даже стражами — всем нравится и всем интересно. У меня было так мало негатива от прохожих, показатель стремится к нулю.

К КАКИМ ТЕМАМ И СЮЖЕТАМ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Это как бросание игральных костей. Заранее я придумываю только динамику рисунка. Я не рисую эскиз, не знаю место, покупаю рандомную краску любого качества и цветов с плавающими ограничениями по общей стоимости всей этой краски. Под динамику ищу место.

Бросание игральных костей — это «ресторан люкс», эту метафору мне подсказал художник Виктор Алимпиев. Ты называешь свои вкусовые предпочтения, а для тебя по ним создают уникальное блюдо. Мои работы — это суперпозиция между стрит-артом, граффити и современной живописью. Ни то, ни другое, ни третье. Граффити в широком смысле для меня — это стратегия, я действую как граффитчик.

Работы строятся по принципу добавления комментария к архитектуре. Я работаю с объемом: иногда мои граффити подчиняют себе все пространство и становятся инсталляцией. Отличие инсталляции от скульптуры или картины в том, что ты не можешь быть вне инсталляции в месте, где она находится, ты всегда внутри нее, как раз по причине подчинения пространства ей. Пока что это выходит не всегда, но это то, к чему я стремлюсь на пути кристаллизации своего метода.

Почти все мои работы сделаны нелегально. Легально было один раз — на Морфологии. Это был прекрасный опыт. Сейчас в моей жизни происходит рисование мурала (тоже во фристайле) в Калининграде рядом с новым арт-пространством БАРН. Я выиграла под это дело грант у Фонда поддержки культурных инициатив Благо Незримое.

РАССЧИТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ОТКЛИК ГОРОЖАН НА СВОИ РАБОТЫ?

В Тюмени у моей работы даже запретили ставить машины. Мне было очень приятно. Сказали, что у нее делают фото и снимают клипы. Как я сказала ранее, опыт у меня почти на 100% позитивный, работаем дальше.

КАК МОЖНО ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ И НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Реставрировать искусство, просвещать, не делать тусовку «легальных уличных» художников элитарной, то есть быть в контакте с бомберами (прим.ред. — уличные художники, специализирующиеся на быстром нанесении тегов в сложнодоступных местах), тогда тебе ничего и не испортят. «Кружки по интересам» вычеркивают этих людей из дискурса, и у них возникает вполне себе праведный гнев.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Саша Шапиро

Фото: предоставлены организаторами фестиваля

25 July, 2024