ВЛАДИМИР ДУБОСАРСКИЙ О ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ В ШКОЛЕ ДИЗАЙНА НИУ ВШЭ

Новости

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ HSE ART GALLERY

26 July, 2021

В Школе Дизайна НИУ ВШЭ идет прием заявок на программу 'Практики современного искусства' магистерского профиля 'Современная живопись'. Руководителем во второй раз стал Владимир Дубосарский.
Художник рассказал о своем опыте с первым набором магистров, особенностях работы со студентами, предстоящей учебной программе и поделился советом для будущих художников: 'не слушать ничьих советов'. Подать документы можно до 16 августа на сайте Школы дизайна.

Владимир Дубосарский

КАКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПЕРВОГО ВЫПУСКА МАГИСТРОВ 'СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ'? ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЛАВНЫМ УСПЕХОМ?
Положительные и, в каком-то смысле, неожиданные. На самом деле, сложно сказать, как правильно преподавать современное искусство. С академическим искусством — все понятно: есть традиция и система, а современное искусство, по сути, — несистемное, это личный опыт. А личный опыт не передается — его можно только прожить, а взять у кого-то нельзя. С другой стороны, мне нравится, что я преподаю современную живопись, потому что в ней есть основы и традиционные правила: например, композиция, цветовая гармония, а не торговля воздухом или своими наработками. Традиции в живописи нужно понимать так же, как и техники, работу с материалом. Этому можно научить — в этом есть материальность, преподавать чисто концептуальное искусство для меня было бы сложно.

С моей группой магистратуры у меня была очень простая задача — за два года подтянуть слабые стороны и усилить сильные. В принципе, я доволен своим первым выпуском, хотя мы и потратили достаточное количество времени, чтобы найти общий язык. Все люди уникальны, все из разных миров, из разных образовательных систем, с разным бэкграундом, пониманием искусства. Нужно время на то, чтобы тебя стали понимать и доверять тебе. По наивности я думал, что придут люди, похожие на художников моей молодости, а это оказались совершенно другие люди – ментально и художественно. Для меня это было не только художественное, но и большое психологическое путешествие.

КАК ВЫСТРОЕНО ОБУЧЕНИЕ? ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ИЗМЕНИТЬ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ИЛИ НАОБОРОТ УБЕДИЛИСЬ В ЕЕ УСПЕШНОСТИ?

Работы Полины Шилкините

В коллективе очень важна атмосфера — где-то конкуренция, где-то дружеские отношения, генерация общих идей и замыслов. В такой среде люди начинают развиваться. Если все разрозненные — ничего не получится. Создание единой группы важно для того, чтобы выяснить ресурсы, чтобы люди не зажимались, а расслаблялись.
Невозможно дать всестороннее академическое образование за два года. Мы проводим занятие несколько раз в неделю, и за это время необходимо вырастить художников. Надо успевать и практиковаться, и говорить на темы концептуального искусства, продвижения, работы с галереями. Получается достаточно студийная история.
Важно было, чтобы они понимали, как выстроен цвет, тон, увидели свой рост как художников, поверили и в себя, и в нас. Мы много общались. В результате учебы подтянулись те, кто был немного слабее.

Мастерская Оли Австрейх

Выставка 'Вынужденные отношения', которая прошла в HSE ART GALLERY, стала результатом ответственности и долгой работы. Что касается изменений — хочу стать более жестким, более требовательным в отношении заданий.

ДЛЯ КОГО ОТКРЫТА МАГИСТРАТУРА 'СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ' В ШКОЛЕ ДИЗАЙНА? КАК НА НЕЕ ПОСТУПИТЬ? КАКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ ВЫ ЖДЕТЕ ОТ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ К ВАМ?
Магистратура 'Современная живопись' открыта для всех! Поступить в нее очень легко: нужно уметь и хотеть рисовать или желать научиться этому. Современная живопись требует реальных умений и навыков. Если человек понимает, для чего ему эти знания – это уже большой шаг. К нам приходят студенты без академического образования, но с некой базой – художественные школы, училища, курсы. У всех есть возможность развиваться, пересмотреть свои навыки, от чего-то отказаться, а чему-то — научиться.

Мастерская Светланы Бахаревой

Если ты хочешь быть художником, надо идти в сферу искусства. Быть художником — здесь и сейчас.
Для того, чтобы поступить ко мне в группу, нужно подать документы в приемную комиссию НИУ ВШЭ до 16 августа, прийти на онлайн-собеседование со своими работами и готовиться к занятиям в сентябре.

КАК ДАЛЬШЕ РАЗВИВАТЬСЯ ВЫПУСКНИКАМ, ЧТОБЫ ПРЕУСПЕТЬ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
В Школе дизайна мы стараемся создать условия, в которых человеку будет интересно и комфортно развиваться, двигаться, отличать хорошее от плохого. И это даже не вопрос вкуса или гармонии. Ван Гог, Уорхол, Бэкон — они не были гармоничны, они были даже против этого. Для художника вкус не так важен, он должен заниматься более серьезными проблемами. Художник — это охотник, который должен добыть кабана. В охоте вкус не важен — ты просто должен быстро бегать, метко стрелять и иногда мерзнуть на снегу. Мало, кто может сохранить такой поток энергии с возрастом, быть постоянно на охоте, поэтому быть художником — это вопрос работы над собой и внутреннего стержня. Как и любым художникам — студентам нужно много работать.

Владимир Дубосарский

Сейчас проходит огромное количество выставок, биеннале, но тем не менее создается ощущение, что ничего не происходит. И на мой взгляд, нынешнее поколение художников может создать некий новый дискурс русского искусства. Я бы сказал, что он именно сейчас и формируется. Какой из этого будет результат, мы увидим, я думаю, года через 3-4.

КАКИЕ У ВАС СЕЙЧАС ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ?
Сейчас мои творческие планы связаны с моими студентам. В сентябре собираемся открыть выставку в Пирогово, а в ноябре планируется выставка в галерее Ilona-K artspace у Илоны Исаевой.

КАКОЙ СОВЕТ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ СОВРЕМЕННЫМ ХУДОЖНИКОМ, ВЫ БЫ ДАЛИ?
Всем художникам я бы дал один совет: не слушать ничьих советов.

Новости

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ HSE ART GALLERY

26 July, 2021