Фестиваль «Архстояние»: магия внутри и снаружи

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: Эйва Штин

Фото: предоставлены организаторами фестиваля; Эйва Штин

07 August, 2023

С 28 по 30 июля в Никола-Ленивце проходил фестиваль «Архстояние», темой которого стала «Игра в предсказания». В этом году художникам предложили подумать, как можно исследовать мир тогда, когда рациональные методы познания себя исчерпали — в чем найти опору и чего ждать от будущего?

Рассказываем о том, какие перформансы проходили в Никола-Ленивце, как люди оставляли послание для будущих себя и в каких терапевтических мастер-классах от фонда «СФЕРА» можно было принять участие.

Единение и взгляд в будущее

На фестивале царила магическая атмосфера — особенно в сумерках: горели огни, а люди наряжались и шли вместе на мероприятия. Кульминацией для многих стала пьеса «Пиродрама» Владимира Горлинского. Шум 16-ти барабанов и костры на огромной поляне напоминали древние языческие праздники: все с радостью водили хороводы и прыгали через костер, ощущая единение с местом и другими людьми.

Пьеса была не единственным перформативным событием «Архстояния». В разные дни можно было посетить поэтический перформанс Андрея Родионова, Екатерины Троепольской и молодежной студии «Центр вознесенского», спектакль-перформанс «Сон Татьяны. Гадание», перформансы-открытия архитектурных объектов «Что день грядущий мне готовит?» от театра «Пух и прах», хореографа Ольги Цветковой и композитора Антона Светличного. Все они погружали зрителей в пространство действия, которое помогало иначе интерпретировать мир вокруг и находить новые вариации будущего.

Посетители слушали лекции, ходили на концерты любимых исполнителей, участвовали в мастер-классах и терапевтических практиках около берез, которые организовала Part academy в рамках проекта «Образ будущего: танцующие». Популярным местом стала «Капсула предсказаний»: в ней можно было оставить послание себе или своим родным, которое удастся получить только через 27 лет — именно тогда огромную емкость с капсулами выкопают, и люди вспомнят об этом событии.

Пространство замедления

В программе «Архстояния» были кэмпы, предлагавшие свои мероприятия. Один из них — проект «Арт-рефлексия», инициаторов которого стал фонд «СФЕРА», а куратором — Дарья Эпин. В нем приняли участие четыре художника: Анна Фобия, Лена Четверик, Дарья Неретина, Миша Бурый, — они провели мастер-классы для зрителей и попытались вместе найти новые связи с миром в сложные времена.

Внутри шатра художники создали тотальную инсталляцию, расписав куски ткани своими сюжетами: на работе Лены Четверик появились небесная и земная женщины, Дарьи Неретиной – цветы, Анны Фобии – отпечаталась синяя крапива, а Миша Бурый создал коллажный принт. Именно в этом магическом месте проходили «терапевтические» практики — само пространство погружало в другой временной ритм. О целях кэмпа рассказала куратор Дарья Эпин:

«Мы хотели предложить гостям «Архстояния» замедлиться — вернуться к себе, ощущению своего тела и окружающей природе, но при этом подумать о том, в каком все состоянии находится и как можно снова найти единение с миром и людьми вокруг, поэтому все мастер-классы объединяющие, исследующие флору вокруг и настраивающие на коммуникацию».

Анна Фобия. «Небо в траве»

Мультимедийная художница. Создает концептуальные световые скульптуры, сайт-специфик инсталляции, работает с графикой.

Цианотипия — старинная техника, с помощью которой можно быстро получить фотографический отпечаток. Для этого нужна бумага с нанесенным химическим раствором, предметы, которые хочется запечатлеть, и солнце или УФ лампа. Ультрафиолет все проявляет, после чего лист промывается в воде.

Участники мастер-класса смогли попробовать эту технику, собрав для своих работ растения и грибы в ближайшем лесу. Получившиеся коллажные композиции были связаны со временем. Многие делали календари на август — он еще не наступил, и поэтому то, что он принесет, скрыто для нас. Об этом говорит и Фобия:

«Мастер-класс не только про эстетику, но и про ощущение времени, с которым любопытно взаимодействовать. Процесс может быть для вас быстрым или долгим. Есть определенная ценность момента, и порой необходимо мысленно находиться здесь и сейчас, особенно если ощущается тревожность».

Лена Четверик. «Переплетая»

Художница, иллюстратор, перформер, соосновательница и участница арт-группы Типацеха.

В основе мастер-класса лежит такое явление, как синестезия — способность проводить параллели между разными органами чувства. Например, видеть цвет музыки или слышать звуки запахов. Художница предложила создать кинетическую скульптуру, связанную с воспоминанием. Участникам надо было несколько минут посидеть в тишине, описать на бумаге значимое для них событие и выделить в нем разные чувственные уровни: людей, движения, звуки, запахи и цвета.

Основой для скульптуры стала проволока, к которой прикреплялись бумажки, бусины, растения и все то, через что можно выразить воспоминания материально. Это помогало телесно осознать, как работают ассоциации и память — был важен момент проговаривания и визуализации. Для Лены это особый взгляд на мир:

«Меня вдохновляет поэтический способ смотреть на все, что нас окружает, взаимодействовать с миром, искать способы дружить с ним и говорить, но не словами, которые просто передают информацию, а по-другому. Как именно — в этом и есть мой интерес».

Дарья Неретина. «Бытовая магия»

Художник и скульптор, воплощающая повседневные предметы и формы в непривычных материалах — хрупком фарфоре и изящном бархате.

Участники узнали больше о флоре Никола-Ленивца и создали композицию из растений, связанных с разной символикой. Созданный личный объект, по словам Неретиной, будет напоминать о ценности времени:

«Этот гербарий я собирала на даче, но на территории парка можно найти такие же растения. У нас будет задача сделать открытку-предсказание-пожелание для близкого или себя, чтобы запомнить этот момент».

К растениям можно было добавлять текст или изображение. Сами цветы выбирались интуитивно. У каждого была своя символика, связанная с культурой, искусством и медициной. Например, вероника узколистная означала чистоту, верность и внимание к другому человеку, а зверобой — силу и движение вперед, несмотря на препятствия.

Из цветов получался коллаж. В каких-то случаях использовались только фрагменты растений. Они переворачивались и комбинировались — выходил уникальный гибрид, которого не найти в природе. Кроме гербария участники делали браслет на удачу из бисера, бусин и камушков, выбрав те из них, которые отзываются им. Завязывая нитку, человек загадывал желание, веря в возможное будущее.

Миша Бурый. «Как карта ляжет»

Мультидисциплинарный художник. Работает со скульптурой, ассамбляжами, живописью и инсталляцией.

На мастер-классе люди создавали композиции на шоппере с помощью аэрозольных баллончиков и трафаретов — найденных и напечатанных. Можно было приносить свои вещи, чтобы из закастомить. Рекламные символы и дорожные знаки, которые обычно окружают нас в городе и указывают, как нам себя вести, становились частью ассамбляжа.

Бурый считает, что отходы являются хорошим материалом — всегда можно нарисовать что-то с другой стороны уже использованной поверхности или соединить разнородные элементы. Он рекомендовал не бояться выходить за границы и наслаивать изображения друг на друга, создавая фактурный образ с переплетениями. Сам художник предпочитает не создавать эскизов — для него они «как предсказание». Несмотря на планы, всегда что-то меняется — поток уносит нас:

«Это мастер-класс для того, чтобы повеселиться. Я предлагаю не париться по поводу результата и не бояться белого хоста, как это бывает, когда вы покупаете классный ежедневник или скетчбук. Сразу вопрос — что же мне написать или нарисовать на первой страничке? От этого надо постараться избавиться и поэкспериментировать».

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: Эйва Штин

Фото: предоставлены организаторами фестиваля; Эйва Штин

07 August, 2023