Где создается красота: в мастерской Алёны Раковой в Лиссабоне

мастерская

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Саша Лисина

02 April, 2024

Алёна Ракова — художница, известная под псевдонимом Exantres. Ее работы сфокусированы на темах женской сущности, энергии и внутренней силы. Сейчас Алёна живет в Лиссабоне, где устроила рабочее пространство прямо в своей квартире.

Мы поговорили о том, что такое женская сила, как устроено комьюнити в Португалии и каким образом художница создает свои работы.

ТЫ УЧИЛАСЬ В МОСКОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ ИНСТИТУТЕ. ИНТЕРЕСНО, КАК НА ТЕБЯ ПОВЛИЯЛО ОБРАЗОВАНИЕ И ПОМНИШЬ ЛИ ТЫ ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ТЫ ПРИНИМАЛА РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЖИВОПИСЬЮ?

Начну издалека. Я помню, что меня в 4 года отвели в кружок рисования, и, собственно, примерно лет с 4-5 я все время рисовала. Занималась в художественной школе 10 лет, потом поступила в Московский художественно-промышленный институт и училась на дизайнера интерьеров. Изначально я хотела пойти в модельеры, но мне сказали «давай что-то более прикладное». Не знаю почему, но я тогда прислушалась к родителям. Это было хорошее решение, потому что за время учебы на факультете «Дизайн среды» я научилась видеть более объемно. Но когда закончила институт, это было в 2013 году, я поняла, что мне хочется уйти в другую сферу. Начала заниматься фотографией и стилизацией одежды, долго проработала на съемках, лет, наверное, 5, но параллельно всегда рисовала. У меня не было никогда такой мысли, что я должна обязательно быть художником, просто делала это для души, мне это приносило удовольствие. Благодаря тому, что у меня было много друзей-фотографов, которые интересовались моими работами, по чуть-чуть мое искусство стало продаваться. Во время пандемии я поняла, что целиком и полностью могу заниматься тем, что мне очень нравится, и вложила в это все силы.

ТЫ СЕЙЧАС ЖИВЕШЬ В ЛИССАБОНЕ. КАКУЮ РОЛЬ ДЛЯ ТЕБЯ ИГРАЕТ АРТ-СРЕДА?

Для того, что я делаю, и вообще для художников, особенно тех, кто работает с цветом, нужен естественный свет, тут очень солнечное место. Я рада, что нахожусь здесь, потому что могу спокойно заниматься тем, что мне нравится. И самое главное, что Португалия — дружелюбная страна, здесь очень открытые люди, это поддерживает и помогает. Именно с местными художниками, скажу честно, я не общаюсь. Мне кажется, у меня еще идет период адаптации, я потихонечку пытаюсь куда-то вливаться. Переезд это гигантский стресс. С русской частью комьюнити я общаюсь много, она разная и классная, но, конечно, мне хочется больше общаться с португальцами и с людьми, которые тут собрались со всего света. Очень интернациональный город, один из самых интернациональных в Европе на данный момент, кроме, конечно, Парижа или Лондона.

РАССКАЖИ, КАК СЕЙЧАС ВЫГЛЯДИТ ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ.

Когда мы переезжали, то было немного времени на поиск квартиры, было сложно найти классное пространство для мастерской, и мы решили, что пока я буду работать дома. Так мы сняли довольно просторную квартиру. Тут всегда много света и воздуха, это для меня один из основных факторов, я не работаю при искусственном освещении, либо оно должно быть идеальным, сразу вижу, как цвета отличаются в зависимости от него. Еще мне важно, чтобы никто не отвлекал и не мешал, я отдаюсь потоку и просто делаю. Доверяюсь интуиции и многие вещи не могу объяснить сразу, слово я просто передаю что-то и уже в процессе сама понимаю про что это.

КТО ГЕРОИ ТВОИХ РАБОТ?

Каждый период времени отражает мои переживания и мое мироощущение. Когда я приехала в Лиссабон, то продолжила делать серию работ «Влюбленные» про взаимоотношения мужчины и женщины. Это холсты, которые делаются достаточно быстро, но для того, чтобы было быстро и классно, нужно время, как ни удивительно. Сама техника тоже про взаимоотношения: либо все получится сразу и будет классно, либо можно долго стараться и пробовать, но это совершенно про другую историю. В общем, в отношениях, я думаю, все должно получаться само, легко и просто и в этом и есть красота.

Есть серия под названием «Рождение» — про существование разных миров, про мир добра и зла, и про то, что они бесконечно существуют вместе. Герои — звери: олени и зайцы. Во многих мифологиях это священные животные, которые символизируют перерождение. Олень — это воплощение жизни. Эта серия о том, что все взаимосвязано, что свет и тьма не существует друг без друга, одно перетекает в другое и есть все и сразу и везде.

И есть еще одна новая серия работ: в ней изображены девочки, причем это не взрослые женщины, они совсем юные. Ко мне пришла эта идея на блошином рынке, где я увидела «My little Pony» и мне ужасно захотелось эту игрушку. Я увидела эту лошадку и поймала это ощущение себя маленькой во мне взрослой, я вспомнила, как было классно в детстве и какие эмоции оно у меня вызывало — пришла домой и получилась эта серия. Удивительно, что даже в самой взрослой женщине где-то живет эта маленькая девочка. А в мужчине — маленький мальчик, искренний и добрый, который смотрит на мир другими глазами. Мне хочется призвать нас всех найти в себе тех маленьких, добрых, открытых детей. Эта серия работ показывает чистый, светлый мир, который существует всегда в нас, главное про это не забывать и возвращаться к истокам.

В ТВОИХ РАБОТАХ МНОГО ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ. КАК ОНИ ПОЯВИЛИСЬ?

В тот период, когда я начала активно писать девушек, я проходила сложный этап в своей жизни, искала себя. И тогда, и сейчас меня очень воодушевляют девушки, которые идут к своей цели, они такие хрупкие, но у них такой стержень внутри и делают они невероятные вещи. Мне нравится совокупный образ стремлений человека, собранности, силы.

КАК БЫ ТЫ ОПИСАЛА, ЧТО ТАКОЕ ЖЕНСКАЯ СИЛА?

Мне кажется, это любовь.

Мудрость приходит из любви. Все приходит из любви. Любое действие и желание делать — тоже приходит из любви к себе, из любви к миру. Я верю, что чтобы что-то изменить в мире, нужно начинать с себя. Когда мы проецируем зло или обвиняем друг друга, мы не помогаем ситуации, а делаем еще хуже. Гораздо больше можно помочь миру действием, пусть совсем маленьким и не требующим чего-то невероятного — обнять дорогого человека, поддержать добрым словом, перевести деньги на благотворительность, поделиться красотой, воодушевить, улыбнуться прохожему.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ТЕХНИКЕ, КАК ТЫ ПОДХОДИШЬ К СОЗДАНИЮ РАБОТ?

Я не люблю делать наброски. Просто подхожу к холсту и чувствую какой цвет хочу в данный момент увидеть на холсте, в голове возникает образ и я начинаю рисовать. В процессе понимаю, где добавить что добавить или что заменить — я нахожусь в потоке и просто даю всему происходить.

ЧТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Совокупность разных вещей. Люди, все такие разные, я встречаю много потрясающе интересных людей и думаю, как они все это делают и успевают. И они такие красивые и необычные, самобытные, смелые. Природа, конечно, вдохновляет, прогулка по парку и общение с животными: сразу все восстанавливается, приходит гармония, а дальше все происходит само — иди и работай. Вдохновляют другие художники — люблю ходить на выставки, после них всегда приходят новые идеи. И музыка.

КАКУЮ РОЛЬ ЗАНИМАЕТ МУЗЫКА В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ?

Я играла музыку и параллельно развивалась как художник. Когда началась (здесь было слово, запрещенное в РФ), то в своих картинах я нашла опору, а музыка скорее стала хобби. На полтора года я ее забросила, первое время вообще не могла ничего слушать, теперь постепенно маленькими шажочками пытаюсь к ней вернуться. Я понимаю, что не могу не заниматься музыкой. Буду продолжать, просто, видимо, в другом темпе.

СЛЕДИШЬ ЛИ ТЫ ЗА ТВОРЧЕСТВОМ КОГО-ТО ИЗ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ?

Да, мне очень много кто нравится. Например, ребята из галереи Sample. Мне очень близки работы Лены Марру про мир сновидений, про другую сторону нашей жизни. Работы Алексея Яковлева очень трогательные, они о нашей повседневности. Особенно его новые работы, очень душевные. Из галереи Объединение мне очень нравится Регина Рзаева и Дима Жуков. Яков Хомич супер. Вообще в искусстве не важно, чем ты занимаешься, самое важное — это искренность, и это то, что хорошо считывается. Мне нравятся те художники, которые честны с тем, что они делают.

РАССКАЖИ, ПЛАНИРУЮТСЯ ЛИ ТВОИ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ?

В апреле должна быть выставка в Москве вместе с Sample в 3L gallery. Это основное, что сейчас планируется, я готовилась к ней с прошлого года. Выставка объединит несколько тем, над которым я работаю с прошлого лета и все они про любовь и разные ее вариации. В Европе я пока налаживаю контакты, хочу поучаствовать в резиденциях и потихоньку знакомлюсь с новыми галереями.


2 апреля в 3L Gallery при поддержке SAMPLE открыта персональная выставка Алёны Раковой. Посещение возможно до 1 июня, со вторника по субботу, 11:00-19:00.

мастерская

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Саша Лисина

02 April, 2024