Где создается красота: в мастерской Грехта
Анонимный художник, работающий под псевдонимом Грехт, живет и работает в Санкт-Петербурге, является участником группы «Цветы Джонджоли». Он создает свои мифы, собирает разные предметы в природе и коллекционирует найденные вещи на блошиных рынках.
Мы побывали в мастерской Грехта и поговорили о том, почему он решил оставаться анонимным, насколько для него важна мастерская и как сказки могут вдохновлять на создание произведений искусства.
КАК ВОЗНИК ХУДОЖНИК ГРЕХТ И ВСЯ СВЯЗАННАЯ С НИМ МИФОЛОГИЯ?
С юности я увлекался рисованием, но в моей семье это не было чем-то особенным, поэтому я не получил никакого художественного образования и всегда создавал работы по интуиции. Долгое время я не был удовлетворен своими работами, так как мне не хватало понимания композиции и других аспектов. Мои творческие периоды были непостоянными: я мог рисовать неделю или месяц, а затем бросал это дело из-за недовольства результатами и отсутствия понимания, как развиваться дальше. В итоге, я бросил это на 10 лет, но потом решил вернуться к искусству как к форме терапии. Постепенно мой стиль стал более конкретным, и я начал создавать внутреннюю мифологию, которая вдохновляла меня на создание объектов и искусства.
ТЫ ТАК И НЕ ПОЛУЧИЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Нет. Со временем любая учеба и муштра стала идти совсем вразрез с моим мышлением, поэтому ничего такого не случилось и даже нет в планах. Я изучаю поверхностно какие-то техники и стараюсь своими силами познавать что-то.
В ТВОЕМ ИСКУССТВЕ МНОГО МИФОЛОГИИ. ОТКУДА БЕРУТСЯ ЭТИ ИСТОРИИ И ОБРАЗЫ?
Они черпаются из всего, что нас окружает, а также из истории. Я смешиваю все вместе в исторический и мифологический контекст, который затем кристаллизуется в новый миф.
Я ЗАМЕТИЛА, ЧТО ЭТИ МИФЫ ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО ТОБОЙ ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ. ВЗЯТЬ, НАПРИМЕР, ГОРЕСЛАВА ЧУЖДОЗЕМНОГО — ОТДЕЛЬНЫЙ МИР. КАК ДОЛГО ТЫ РАБОТАЕШЬ НАД ЭТИМИ ИСТОРИЯМИ? ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Гореслав Чуждоземный — это коллективное творчество. Это не тот мир, который использует Грехт, это что-то другое. В этом проекте я был декоратором: шил часть костюма, делал объекты.
Что касается вдохновения, то меня интересуют истории прошлого, начиная от Средних веков и до наших дней, которые каким-то образом резонируют во мне. Насколько долго я это прорабатываю? Сложный вопрос. Я никогда не замечал этого. Этот процесс, как цветение, он просто идет своим чередом и, в конце концов, что-то получается.
КАК Я ПОНЯЛА, ТЫ ОЧЕНЬ МНОГО ЗАНИМАЕШЬСЯ ПОИСКОМ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ ТЕБЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО?
Мои поиски подобны моему поверхностному восприятию. Я не провожу никаких археологических раскопок. Скорее иду по земле и в какой-то момент нахожу какой-нибудь артефакт, который меня интересует, или в нем я вижу что-то особенное. Я бы сказал, что собираю по поверхности какие-то предметы и объекты. Есть определенные места, типа побережья, где можно найти разные вещи. Например, деревяшка или железяка проводит какое-то время в воде, взаимодействует с природой, а затем ее выкидывает на берег. А я замечаю это и беру с собой. Мне всегда была близка тема природы и ее взаимодействия с человеком. Всегда нравилась естественность.
Я ЧИТАЛА, ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ПОСЕЩАТЬ БЛОШИНЫЕ РЫНКИ. ИНТЕРЕСУЕТ ЛИ ТЕБЯ В ЭТОМ ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДМЕТОВ?
По-разному. Иногда там можно найти весьма странные вещи, которые люди берут непонятно откуда. Иногда это то, что кто-то нашел таким же образом, как и я. Или то, что нарыли в куче хлама на чердаке и видят в этом потенциал. Если цена не завышена, мы сможем договориться.
КАКИЕ ВЕЩИ ОБЫЧНО ПРИВЛЕКАЮТ ТЕБЯ НА БЛОШИНОМ РЫНКЕ?
У меня широкий круг интересов, и мое первое знакомство с такими местами произошло довольно рано. И, если раньше меня интересовали какие-то определенные вещи, например, в детстве это были игрушки, то сейчас кругозор поиска стал довольно велик. К тому же иногда кто-то из моих друзей или знакомых просит что-то найти, если мне попадется.
В последнее время я стараюсь искать предметы, которые могли бы пригодиться для моего творчества, в качестве элементов для работ. Иногда в куче хлама можно найти действительные старые вещи, которые я вижу потом на сайтах для коллекционеров. Недавно я нашел немецкую жестяную коробку швейных принадлежностей, которая была произведена до 1940 года. В интернете она была в хорошем состоянии, но на той, которую я купил, почти вся картинка, на которой изображены гномы, была стерта. Однако, по некоторым деталям можно было распознать, что это она. Это действительно интересно, когда в куче хлама за 50 рублей находишь такую вещь.
А МОЖНО ЛИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ НАЗВАТЬ ТЕБЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ?
Я не разбирался в значении этого слова, но, мне кажется, сейчас оно имеет довольно широкое значение. В каком-то роде да, меня можно так назвать, но что подразумевать под коллекцией? Наверное, собирать можно все, что угодно: и пуговицы, и камни, и листки бумаги.
РАССКАЖИ, КАК У ТЕБЯ ВСЕ УСТРОЕНО В МАСТЕРСКОЙ?
У меня есть свой угол в общей мастерской, которую мы делим с Сашей и Лизой Цикаришвили и Ваней Чемакиным — это наш совместный проект «Цветы Джонджоли». Также у меня есть отдельная мастерская, которая находится за городом на территории дома моей семьи. Это летняя мастерская, которую нельзя отапливать, так что работать там зимой сложно.
Вообще я много работаю с деревом, металлом и другими твердыми материалами. Устройство мастерской — это рабочий стол, где можно составлять и сопоставлять объекты, а еще хранение дополнительных вещей и инструмент, куда же без него.
НАСКОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНО ПРОСТРАНСТВО МАСТЕРСКОЙ КАК ДЛЯ ХУДОЖНИКА?
Максимально важно. Во-первых, мастерская — это как некий сигнал о том, что пора сосредоточиться на работе. Кроме того, работа с деревом и металлом может быть грязной, поэтому необходимо иметь специальное место для ее выполнения, где можно работать с материалами без опасения, что опилки прилетят тебе в суп. Даже если работа чистая, мастерская важна для определения границ работы и личного пространства. Лично мне сложно работать и жить в одном месте, даже если это будут разные комнаты, просто потому что быт отвлекает.
ТЫ РАБОТАЕШЬ В ОСНОВНОМ С ДЕРЕВОМ И МЕТАЛЛОМ?
Мне нравятся многие природные материалы, такие как камни, ткани и кожа. Однако, чем тверже материал, тем труднее с ним работать. Несколько лет назад я попробовал вырезать что-то из камня, но это был довольно грязный и трудоемкий процесс из-за плотности материала. Я предпочитаю более гибкие материалы, которые легче обрабатывать, но иногда экспериментирую с гипсом или подобными материалами, хотя не являюсь в них специалистом.
КОНЕЧНО, Я НЕ МОГЛА НЕ СПРОСИТЬ ТЕБЯ ПРО АНОНИМНОСТЬ. ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ ТАКОЙ ПУТЬ — РАБОТАТЬ ПОД ПСЕВДОНИМОМ И НЕ ПОКАЗЫВАЯ СВОЕ ЛИЦО?
Мне кажется, это связано с эстетикой мифа, которую я использую. Я не слишком часто думаю об анонимности, а больше интересуюсь масками и личинами. Мне нравится создавать маски из дерева или железа, в какой-то момент я начать их шить. Это просто некий атрибут, который закрывает человеческое лицо, и заменяет его на то, что мне кажется более логичным.
СОЗДАВАТЬ КОСТЮМЫ — ЭТО НОВАЯ ДЛЯ ТЕБЯ ПРАКТИКА?
Наверное, да. Последние годы мне предлагали какие-то взаимодействия в этой сфере. Кто-то увидел мои работы, кому-то это было нужно, и все сложилось. Это не то чтобы шибко регулярный для меня опыт, особенно в последнее время.
В ОДНОМ ИЗ ТВОИХ ПРОШЛЫХ ИНТЕРВЬЮ ТЫ РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛСЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ И ОБРАЗОМ ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ С ВОЙНЫ СОЛДАТА. СЕЙЧАС МЫ В 2023 ГОДУ И СЛИШКОМ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. ЭТА ТЕМА ПРОДОЛЖАЕТ ВСЕ ТАК ЖЕ ТЕБЯ ИНТЕРЕСОВАТЬ?
Конечно, все изменилось и сильно. Сейчас мой интерес к этому образу поубавился, и я стараюсь отходить от него. Возможно, он сам себя уже давно изживал. На данный момент меня больше привлекают уже существующие мифы и сказки. Я читаю и изучаю народные рассказы и произведения, написанные людьми 100-150 лет назад.
Относительно недавно я увлекся сказками о гномах горного народа, где много интересного. Вообще образ гнома может нести и положительный, и отрицательный смысл. Эти сказки происходят из Германии, в месте, где гномы помогают кузнецу, который добывает железо где-то в глуши. Они помогают ему ковать инструменты и приносить руду, а взамен он дает им что-нибудь.
ТЫ РОДИЛСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ И ЖИВЕШЬ ТАМ ЖЕ. ВДОХНОВЛЯЕТ ЛИ ТЕБЯ ЭТОТ ГОРОД? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТВОЙ ОБРАЗ И ТВОИ РАБОТЫ БУДТО БЫ ИДЕАЛЬНО СОЧЕТАЮТСЯ С НИМ.
Этот город вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, парадная часть Петербурга, при детальном рассмотрении радует изящностью форм и выбором материалов для их постройки и отделки, с другой — это все ощущается как непроглядный быт, который был, есть и всегда будет для меня, так как я родился здесь. Так же весьма печалит то, как сейчас строят здания, вписывая их в городскую среду, зачастую игнорируя общий вид того места, где они будут размещены, не говоря уже про сам вид этих современных построек... Я часто натыкаюсь на необычные дворы, углы и переходы, которые вдохновляют меня. Особенно меня привлекает период 20-40-х годов. Но я не уверен в том, что могу говорить что-то конкретное про Петербург. Я не так много путешествовал, чтобы делать сравнения. Мне, например, нравятся большие проспекты, спуски и подъемы Москвы, но город ощущается очень тяжелым. Конечно, это может быть вызвано впечатлением туриста, но там есть и бытовые проблемы. Все смешивается в этом интересе. Все разное, все странное. Наверное, со стороны это выглядит более понятно, а изнутри это просто быт: ты живешь здесь, ездишь в этом автобусе, ешь эту кашу. В этом нет никакого флера — это жизнь, проживание и бесконечные собственные проблемы. Но когда ты уже смотришь на это со стороны — со стороны прошедшего, со стороны человека, который думает о своем и у него другая жизнь, то в этом может что-то цвести.
А ЕСТЬ ЛИ НЫНЕ ЖИВУЩИЕ ИЛИ ХУДОЖНИКИ ИЗ ПРОШЛОГО, КОТОРЫЕ ТЕБЕ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ?
Периодически я натыкаюсь на интересных художников из прошлого, но в основном мой интерес обращен на уже ушедших. Восприятие работает так, что проще оценить жизненный путь художника, где можно прочитать о нем или посмотреть его работы. Например, я могу загуглить и получить веер жизни и творчества человека. А вот что касается современных художников, то я не то чтобы слежу за арт-сценой и новые имена узнаю скорее от знакомых.
Недавно мне попалось творчество немецкого художника Франца Радзивилла, который пережил Вторую мировую в возрасте около 30 лет. Его работы, выполненные в смеси реализма и сюрреализма, вдохновили меня своим проживанием того времени. Иногда случайно натыкаюсь на интересные визуальные произведения, которые заставляют меня изучить их детально.
ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО НЕ СЛЕДИШЬ АКТИВНО ЗА АРТ-СЦЕНОЙ. ЭТО ЧЕМ-ТО ОБУСЛОВЛЕНО?
Наверное, дело в интересе. Просто в нынешнее время у человека есть столько всяких дел, что до чего-то он не доходит.
РАБОТАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕЙЧАС НАД ЧЕМ-ТО: ГОТОВИШЬ ВЫСТАВКУ, ПРОЕКТ ИЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДЛЯ СЕБЯ?
Прежде всего, сейчас я работаю над совместным проектом «Цветы Джонджоли». Периодически стараюсь делать что-то для себя — по возможности и по желанию. Есть один проект, который может быть реализован в обозримом будущем. Последние два года я просто периодически делаю какие-то работы, но в процессе у меня в голове нет четкой конечной мысли о том, с чем это будет связано. Все складывается уже позже. Ты думаешь, что это какая-то буква слова или предложения, но общей идеи или смысла, чтобы описать это человеческим языком, пока нет.