Where the beauty gets created: at the Greht’s studio
Anonymous artist, who works under Greht alias in Saint Petersburg, is a member of “Jonjoli Flowers” art group. He creates his own myths and collects different nature and flea market objects.
We had the opportunity to visit Greht’s studio and spoke with the artist about his choice to remain anonymous, the significance of the studio, and how fairytales can inspire on creating art pieces.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
КАК ВОЗНИК ХУДОЖНИК ГРЕХТ И ВСЯ СВЯЗАННАЯ С НИМ МИФОЛОГИЯ?
С юности я увлекался рисованием, но в моей семье это не было чем-то особенным, поэтому я не получил никакого художественного образования и всегда создавал работы по интуиции. Долгое время я не был удовлетворен своими работами, так как мне не хватало понимания композиции и других аспектов. Мои творческие периоды были непостоянными: я мог рисовать неделю или месяц, а затем бросал это дело из-за недовольства результатами и отсутствия понимания, как развиваться дальше. В итоге, я бросил это на 10 лет, но потом решил вернуться к искусству как к форме терапии. Постепенно мой стиль стал более конкретным, и я начал создавать внутреннюю мифологию, которая вдохновляла меня на создание объектов и искусства.
ТЫ ТАК И НЕ ПОЛУЧИЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Нет. Со временем любая учеба и муштра стала идти совсем вразрез с моим мышлением, поэтому ничего такого не случилось и даже нет в планах. Я изучаю поверхностно какие-то техники и стараюсь своими силами познавать что-то.
В ТВОЕМ ИСКУССТВЕ МНОГО МИФОЛОГИИ. ОТКУДА БЕРУТСЯ ЭТИ ИСТОРИИ И ОБРАЗЫ?
Они черпаются из всего, что нас окружает, а также из истории. Я смешиваю все вместе в исторический и мифологический контекст, который затем кристаллизуется в новый миф.
Я ЗАМЕТИЛА, ЧТО ЭТИ МИФЫ ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО ТОБОЙ ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ. ВЗЯТЬ, НАПРИМЕР, ГОРЕСЛАВА ЧУЖДОЗЕМНОГО — ОТДЕЛЬНЫЙ МИР. КАК ДОЛГО ТЫ РАБОТАЕШЬ НАД ЭТИМИ ИСТОРИЯМИ? ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Гореслав Чуждоземный — это коллективное творчество. Это не тот мир, который использует Грехт, это что-то другое. В этом проекте я был декоратором: шил часть костюма, делал объекты.
Что касается вдохновения, то меня интересуют истории прошлого, начиная от Средних веков и до наших дней, которые каким-то образом резонируют во мне. Насколько долго я это прорабатываю? Сложный вопрос. Я никогда не замечал этого. Этот процесс, как цветение, он просто идет своим чередом и, в конце концов, что-то получается.
КАК Я ПОНЯЛА, ТЫ ОЧЕНЬ МНОГО ЗАНИМАЕШЬСЯ ПОИСКОМ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ ТЕБЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО?
Мои поиски подобны моему поверхностному восприятию. Я не провожу никаких археологических раскопок. Скорее иду по земле и в какой-то момент нахожу какой-нибудь артефакт, который меня интересует, или в нем я вижу что-то особенное. Я бы сказал, что собираю по поверхности какие-то предметы и объекты. Есть определенные места, типа побережья, где можно найти разные вещи. Например, деревяшка или железяка проводит какое-то время в воде, взаимодействует с природой, а затем ее выкидывает на берег. А я замечаю это и беру с собой. Мне всегда была близка тема природы и ее взаимодействия с человеком. Всегда нравилась естественность.
Я ЧИТАЛА, ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ПОСЕЩАТЬ БЛОШИНЫЕ РЫНКИ. ИНТЕРЕСУЕТ ЛИ ТЕБЯ В ЭТОМ ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДМЕТОВ?
По-разному. Иногда там можно найти весьма странные вещи, которые люди берут непонятно откуда. Иногда это то, что кто-то нашел таким же образом, как и я. Или то, что нарыли в куче хлама на чердаке и видят в этом потенциал. Если цена не завышена, мы сможем договориться.
КАКИЕ ВЕЩИ ОБЫЧНО ПРИВЛЕКАЮТ ТЕБЯ НА БЛОШИНОМ РЫНКЕ?
У меня широкий круг интересов, и мое первое знакомство с такими местами произошло довольно рано. И, если раньше меня интересовали какие-то определенные вещи, например, в детстве это были игрушки, то сейчас кругозор поиска стал довольно велик. К тому же иногда кто-то из моих друзей или знакомых просит что-то найти, если мне попадется.
В последнее время я стараюсь искать предметы, которые могли бы пригодиться для моего творчества, в качестве элементов для работ. Иногда в куче хлама можно найти действительные старые вещи, которые я вижу потом на сайтах для коллекционеров. Недавно я нашел немецкую жестяную коробку швейных принадлежностей, которая была произведена до 1940 года. В интернете она была в хорошем состоянии, но на той, которую я купил, почти вся картинка, на которой изображены гномы, была стерта. Однако, по некоторым деталям можно было распознать, что это она. Это действительно интересно, когда в куче хлама за 50 рублей находишь такую вещь.
А МОЖНО ЛИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ НАЗВАТЬ ТЕБЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ?
Я не разбирался в значении этого слова, но, мне кажется, сейчас оно имеет довольно широкое значение. В каком-то роде да, меня можно так назвать, но что подразумевать под коллекцией? Наверное, собирать можно все, что угодно: и пуговицы, и камни, и листки бумаги.
РАССКАЖИ, КАК У ТЕБЯ ВСЕ УСТРОЕНО В МАСТЕРСКОЙ?
У меня есть свой угол в общей мастерской, которую мы делим с Сашей и Лизой Цикаришвили и Ваней Чемакиным — это наш совместный проект «Цветы Джонджоли». Также у меня есть отдельная мастерская, которая находится за городом на территории дома моей семьи. Это летняя мастерская, которую нельзя отапливать, так что работать там зимой сложно.
Вообще я много работаю с деревом, металлом и другими твердыми материалами. Устройство мастерской — это рабочий стол, где можно составлять и сопоставлять объекты, а еще хранение дополнительных вещей и инструмент, куда же без него.
НАСКОЛЬКО ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖНО ПРОСТРАНСТВО МАСТЕРСКОЙ КАК ДЛЯ ХУДОЖНИКА?
Максимально важно. Во-первых, мастерская — это как некий сигнал о том, что пора сосредоточиться на работе. Кроме того, работа с деревом и металлом может быть грязной, поэтому необходимо иметь специальное место для ее выполнения, где можно работать с материалами без опасения, что опилки прилетят тебе в суп. Даже если работа чистая, мастерская важна для определения границ работы и личного пространства. Лично мне сложно работать и жить в одном месте, даже если это будут разные комнаты, просто потому что быт отвлекает.
ТЫ РАБОТАЕШЬ В ОСНОВНОМ С ДЕРЕВОМ И МЕТАЛЛОМ?
Мне нравятся многие природные материалы, такие как камни, ткани и кожа. Однако, чем тверже материал, тем труднее с ним работать. Несколько лет назад я попробовал вырезать что-то из камня, но это был довольно грязный и трудоемкий процесс из-за плотности материала. Я предпочитаю более гибкие материалы, которые легче обрабатывать, но иногда экспериментирую с гипсом или подобными материалами, хотя не являюсь в них специалистом.
КОНЕЧНО, Я НЕ МОГЛА НЕ СПРОСИТЬ ТЕБЯ ПРО АНОНИМНОСТЬ. ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ ТАКОЙ ПУТЬ — РАБОТАТЬ ПОД ПСЕВДОНИМОМ И НЕ ПОКАЗЫВАЯ СВОЕ ЛИЦО?
Мне кажется, это связано с эстетикой мифа, которую я использую. Я не слишком часто думаю об анонимности, а больше интересуюсь масками и личинами. Мне нравится создавать маски из дерева или железа, в какой-то момент я начать их шить. Это просто некий атрибут, который закрывает человеческое лицо, и заменяет его на то, что мне кажется более логичным.
СОЗДАВАТЬ КОСТЮМЫ — ЭТО НОВАЯ ДЛЯ ТЕБЯ ПРАКТИКА?
Наверное, да. Последние годы мне предлагали какие-то взаимодействия в этой сфере. Кто-то увидел мои работы, кому-то это было нужно, и все сложилось. Это не то чтобы шибко регулярный для меня опыт, особенно в последнее время.
В ОДНОМ ИЗ ТВОИХ ПРОШЛЫХ ИНТЕРВЬЮ ТЫ РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛСЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ И ОБРАЗОМ ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ С ВОЙНЫ СОЛДАТА. СЕЙЧАС МЫ В 2023 ГОДУ И СЛИШКОМ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. ЭТА ТЕМА ПРОДОЛЖАЕТ ВСЕ ТАК ЖЕ ТЕБЯ ИНТЕРЕСОВАТЬ?
Конечно, все изменилось и сильно. Сейчас мой интерес к этому образу поубавился, и я стараюсь отходить от него. Возможно, он сам себя уже давно изживал. На данный момент меня больше привлекают уже существующие мифы и сказки. Я читаю и изучаю народные рассказы и произведения, написанные людьми 100-150 лет назад.
Относительно недавно я увлекся сказками о гномах горного народа, где много интересного. Вообще образ гнома может нести и положительный, и отрицательный смысл. Эти сказки происходят из Германии, в месте, где гномы помогают кузнецу, который добывает железо где-то в глуши. Они помогают ему ковать инструменты и приносить руду, а взамен он дает им что-нибудь.
ТЫ РОДИЛСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ И ЖИВЕШЬ ТАМ ЖЕ. ВДОХНОВЛЯЕТ ЛИ ТЕБЯ ЭТОТ ГОРОД? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТВОЙ ОБРАЗ И ТВОИ РАБОТЫ БУДТО БЫ ИДЕАЛЬНО СОЧЕТАЮТСЯ С НИМ.
Этот город вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, парадная часть Петербурга, при детальном рассмотрении радует изящностью форм и выбором материалов для их постройки и отделки, с другой — это все ощущается как непроглядный быт, который был, есть и всегда будет для меня, так как я родился здесь. Так же весьма печалит то, как сейчас строят здания, вписывая их в городскую среду, зачастую игнорируя общий вид того места, где они будут размещены, не говоря уже про сам вид этих современных построек... Я часто натыкаюсь на необычные дворы, углы и переходы, которые вдохновляют меня. Особенно меня привлекает период 20-40-х годов. Но я не уверен в том, что могу говорить что-то конкретное про Петербург. Я не так много путешествовал, чтобы делать сравнения. Мне, например, нравятся большие проспекты, спуски и подъемы Москвы, но город ощущается очень тяжелым. Конечно, это может быть вызвано впечатлением туриста, но там есть и бытовые проблемы. Все смешивается в этом интересе. Все разное, все странное. Наверное, со стороны это выглядит более понятно, а изнутри это просто быт: ты живешь здесь, ездишь в этом автобусе, ешь эту кашу. В этом нет никакого флера — это жизнь, проживание и бесконечные собственные проблемы. Но когда ты уже смотришь на это со стороны — со стороны прошедшего, со стороны человека, который думает о своем и у него другая жизнь, то в этом может что-то цвести.
А ЕСТЬ ЛИ НЫНЕ ЖИВУЩИЕ ИЛИ ХУДОЖНИКИ ИЗ ПРОШЛОГО, КОТОРЫЕ ТЕБЕ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ?
Периодически я натыкаюсь на интересных художников из прошлого, но в основном мой интерес обращен на уже ушедших. Восприятие работает так, что проще оценить жизненный путь художника, где можно прочитать о нем или посмотреть его работы. Например, я могу загуглить и получить веер жизни и творчества человека. А вот что касается современных художников, то я не то чтобы слежу за арт-сценой и новые имена узнаю скорее от знакомых.
Недавно мне попалось творчество немецкого художника Франца Радзивилла, который пережил Вторую мировую в возрасте около 30 лет. Его работы, выполненные в смеси реализма и сюрреализма, вдохновили меня своим проживанием того времени. Иногда случайно натыкаюсь на интересные визуальные произведения, которые заставляют меня изучить их детально.
ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО НЕ СЛЕДИШЬ АКТИВНО ЗА АРТ-СЦЕНОЙ. ЭТО ЧЕМ-ТО ОБУСЛОВЛЕНО?
Наверное, дело в интересе. Просто в нынешнее время у человека есть столько всяких дел, что до чего-то он не доходит.
РАБОТАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕЙЧАС НАД ЧЕМ-ТО: ГОТОВИШЬ ВЫСТАВКУ, ПРОЕКТ ИЛИ ДЕЛАЕШЬ ЧТО-ТО ДЛЯ СЕБЯ?
Прежде всего, сейчас я работаю над совместным проектом «Цветы Джонджоли». Периодически стараюсь делать что-то для себя — по возможности и по желанию. Есть один проект, который может быть реализован в обозримом будущем. Последние два года я просто периодически делаю какие-то работы, но в процессе у меня в голове нет четкой конечной мысли о том, с чем это будет связано. Все складывается уже позже. Ты думаешь, что это какая-то буква слова или предложения, но общей идеи или смысла, чтобы описать это человеческим языком, пока нет.