Хороший пример: выставка Ани и Виталика Черепановых «Парк Вольный. Терминал Жуковский» в галерее Anna Nova

ВЫСТАВКИ

Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova

18 April, 2023

24 марта в галерее современного искусства Anna Nova открылась выставка Ани и Виталика Черепановых «Парк Вольный. Терминал Жуковский». Проект — это эксперимент художников по созданию выставки без личного присутствия, который включает в себя архивные работы и иммерсивные видеоинсталляции, созданные на основе записей с городских систем безопасности.

Аня и Виталик Черепановы рассказали о том, как дистанция помогла создать выставку, а слежка, в том числе за ними, вдохновляет художников.

ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТОТ ПРОЕКТ ДИСТАНЦИОННО. РАССКАЖИТЕ, БЫЛИ ЛИ СЛОЖНОСТИ В ЕГО ВОПЛОЩЕНИИ?

Виталик: Сейчас мы живем в разных местах. Постоянно перемещаемся с одного места на другое.
Было не просто. Мы находились в Берлине и почти каждый день созванивались, чтобы управлять сбором работ по видеосвязи, которая постоянно подтормаживала и обрывалась. Но именно дистанция позволила сделать частью проекта сам процесс подготовки. Кроме сотрудников галереи Anna Nova и нас, в создании произведений участвовали наши родители, друзья, сотрудники других галерей, работники транспортных компаний. Это хороший вход для понимания концепта Парк Вольный.

Аня: Непонятно, работать дистанционно сложнее или легче… Скорее, интереснее! Важные этапы работы были проделаны: написаны тексты, собраны архивы. А вот из-за (здесь было слово, запрещенное в РФ) действительно сложно работать, она обесценивает любую работу.

ПОЧЕМУ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫБРАННЫЕ ВАМИ ТЕМЫ СЛЕЖКИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ СЕЙЧАС ТАК ВАЖНЫ?

Аня: Потому что это важно и интересно нам. Мы делимся своим опытом и совершенно не настаиваем на общественной пользе наших работ для всего человечества. Камеры городского наблюдения нам интересны уже давно. В 2014 году мы жили в Нижнем Тагиле и занимались уличным искусством. Мы знали, что по городу расставлены камеры и ведется видеонаблюдение. Мы изучали расположение камер на специальном сайте, чтобы не рисовать там, где они снимают. Но постепенно поняли, что не надо избегать их, а нужно, наоборот, идти прямо под камеры и захватывать этот видеопоток. А потом оказалось, что Виталя эти камеры с 15 лет смотрит вместо сериалов.

Виталик: Дистанционность и взаимная слежка «подрезает» некоторые аналоговые связи, производя фрагментарность передачи информации, менее эмоциональный язык: деловитость и отрывистая полу-понятность. То есть, формула коммуникации совершенно другая. Проект «Парк Вольный. Терминал Жуковский» создавался как коллективный сбор пазла: у каждого в распоряжении есть фрагменты информации, которые составляют общую картинку.

А ВЫ САМИ БЕСПОКОИТЕСЬ, ЧТО ЗА ВАМИ СЛЕДЯТ? ЗАКЛЕИВАЕТЕ ЛИ, НАПРИМЕР, КАМЕРУ НА КОМПЬЮТЕРЕ?

Виталик: Мы сами все время за кем-то следим! И позволяем следить за собой. Мы общаемся через слежку. Мне нравится, когда следят за моими новинками.

ВЫСТАВКИ

Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova

18 April, 2023