Художница Екатерина Соколовская о том, как учить современной скульптуре

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Марина Анциперова

Фото: предоставлены героиней материала

19 August, 2022

В конце августа стартует скульптурная онлайн-школа художницы Екатерины Соколовской. В нашем предыдущем материале мы говорили о том, что такое современная скульптура, и какие формы она может принимать. С запуском образовательных модулей мы решили спросить художницу, в чем специфика обучения, каким образом можно учить скульптуре онлайн, и почему важно уметь фотографировать свои работы.

ДЛЯ НАЧАЛА ХОЧУ ТЕБЯ ПОЗДРАВИТЬ: ТАКАЯ ШКОЛА, Я ДУМАЮ, ОЧЕНЬ НУЖНА. ЕСЛИ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ У НАС ХОТЬ КАК-ТО УЧАТ, ТО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЕ ВООБЩЕ НЕТ. ВЫСТАВКИ СОВРЕМЕННЫХ СКУЛЬПТОРОВ СЛУЧАЮТСЯ РЕДКО, И ОПЫТА, ПОМОГАЮЩЕГО СМОТРЕТЬ НА НЕЕ, У ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ КАК БУДТО БЫ И НЕТ.

Я сама такой герой, который пострадал от нехватки современной скульптуры в постсоветском пространстве, потому что родилась в Минске, потом переехала в Петербург, потом — в Москву. В любом случае, нигде не могла в должном объеме встретить и информацию о современной скульптуре, и непосредственно сами работы. На сегодняшний день я уже 16 лет занимаюсь скульптурой. Поэтому, когда я набралась опыта, сама поездила по разным выставкам, постоянно обучалась скульптуре, то постепенно стала преподавать. Это были сначала частные занятия, потом это был курс по скульптуре в Петербурге в музее-мастерской Аникушина. Но курс прошел всего лишь несколькими встречами и был закрыт в связи с началом пандемии.

КАК У ТЕБЯ ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ СДЕЛАТЬ ТАКУЮ ШКОЛУ ОНЛАЙН? ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ ТАКОЙ ПЕРЕХОД КАЖЕТСЯ УДИВИТЕЛЬНЫМ.

Как раз в пандемию очень много курсов перешло в онлайн. Я не представляла, как скульптуру можно преподавать в таком формате. И всего не случилось бы, если бы мои первые студенты из мастерской, на музейном курсе, не нашли меня в соцсетях. Они написали: «Катя, может быть, мы тоже сможем как-то заниматься онлайн, потому что все сидим на карантине и нам очень скучно». Собственно тогда я очень сильно перестроила программу того курса, который был создан изначально для офлайн формата. Я переделала его в онлайн и впервые запустила. В апреле 2020 года до декабря 2021 я закончила онлайн курс для того, чтобы сделать школу в более расширенном варианте. Конечно, за это время была опробована куча методик, очень много обратной связи от всех. За это время я преподавала в Школе дизайна Высшей школы экономики и в онлайн, и в офлайн формате, студентов уже на самом деле насчитываются сотни.

ЭТО ДИЗАЙНЕРЫ И ХУДОЖНИКИ? КТО ЭТО?

Если говорить про людей, которые изначально приходили на курс, то это художники, которые работают в различных медиумах, но которые вполне себе успешно закончили даже Школу Родченко. Даже преподаватели Школы Родченко приходили на курс. Если какой-то объем теории современного искусства в разном качестве мы можем получить в формате учебных программ, то практику довольно сложно предоставить учебным заведением. Поэтому очень разные художники, которые работают обычно в другом направлении, приходили ко мне на курс для того, чтобы научиться практическому взгляду на скульптуру. Здесь сыграло то, что в моем варианте соединилось понимание современного искусства и понимание, что такое скульптура в рамках современного искусства. Материалы, с которыми я обычно работаю: силикон, пластик и их производные и бетон — это то, что в рамках классической академической скульптуру как материал не проходится.

ТО ЕСТЬ ТЫ НЕ БУДЕШЬ УЧИТЬ, КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ БРОНЗОВОГО ШОЛОХОВА?

Да. Кроме того, мы, все участники курса, сделали скульптуру немного более человечной и женской. Что интересно, 90% участников курса — художницы. Всем стало понятно, что современные материалы могут быть гораздо более разнообразными. Ко мне приходили люди изначально очень разных бэкграундов: много фотографов, дизайнеров, людей, которые работают с 3D. Для последних это было больше про то, чтобы что-то делать руками, для фотографов — расширение их фотографической практики, для дизайнеров и архитекторов — переход от чертежа к реальному объекту, а для художников и художниц всех направлений — это новые материалы, которые не изучаются в рамках академической программы. А в России, можно сказать, все образование такое.

А СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?

Мне 34 года.

ТЫ ВСЕ-ТАКИ ЮНАЯ, А К ТЕБЕ УЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ РОДЧЕНКО ХОДЯТ УЧИТЬСЯ, ЧУВСТВУЕШЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Они же тоже моего возраста. Мне кажется, что отношения «учитель-ученик» в рамках современного искусства и в рамках преподавания современного искусства стирается. Современное искусство в принципе начало строится на том, чтобы стирать любые иерархии. Наконец-то мы пришли к тому, что в рамках образовательных программ тоже можно это делать, но не для того, чтобы всем тусоваться вместе, а для того, чтобы видеть в любом человеке, вне зависимости от его гендера, возраста и так далее, что он может быть профессионалом в своей области.

МЕНЯ ЧАСТО СПРАШИВАЮТ СОВЕТА: «В КВАРТИРУ НУЖЕН ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕКТ, КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ВЕЩИ?». И ЗДЕСЬ ЕСТЬ ДВЕ ПРОБЛЕМЫ: ПЕРВАЯ — КЛАССНЫХ ХУДОЖНИКОВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ МИНИМАЛИСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ТЫ МОЖЕШЬ ПРЕДСТАВИТЬ У СЕБЯ В КВАРТИРЕ, БОЛЕЕ АБСТРАКТНЫЕ, НО ПРИ ЭТОМ ОСТАЮЩИЕСЯ В ПОЛЕ ИСКУССТВА ВЕЩИ, ОЧЕНЬ МАЛО. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, Я ЧАСТО ВИЖУ В ИНТЕРЬЕРНЫХ ЖУРНАЛАХ ПРОСТО ОБИЛИЕ ДЕКОРАТОРОВ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ УСЛОВНО ПРОВОЛОЧНОЕ ОБЛАКО И НАЗЫВАЮТ ЭТО ИСКУССТВОМ.

МНЕ ИНТЕРЕСНО, ЖДЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО ПОСЛЕ ТВОЕЙ ШКОЛЫ ПОЯВИТСЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, БОЛЬШЕЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК ТАКОВОЕ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НОВЫЙ РЫНОК, АРХИТЕКТОРЫ ТОЖЕ КАК-ТО БУДУТ К ЭТОМУ БОЛЬШЕ ГОТОВЫ, БУДУТ ПОНИМАТЬ КАК РАБОТАТЬ И С ЭТИМ?

Мне кажется, если мы говорим про Москву и Петербург, то, в целом, это направление молодых художников и журналов, которые продают искусство и которые хотят поместить искусство в жилое пространство. Они уже движутся несколько лет навстречу друг другу.

Я могу сказать, что в любом деле всегда есть разные группы людей, которые с разными целями приходят в школу. Конечно, для большинства это получение новых инструментов для того, чтобы сделать свою практику еще лучше. Но многие понимают, что это слишком сложно: «Я попробовал. Нет, я дальше буду делать то, что я делал». Другие наоборот говорят: «Я 10 лет занималась графикой и сделала 10 книг, но сейчас кажется, что это все настолько бессмысленно. Я делаю скульптуру и мне неважно, я начинаю развиваться в этом медиуме». Могут быть очень разные пути. Это все-таки скорее возможность, чем необходимый штамп, который изменит вашу жизнь раз и навсегда. Есть предоставление возможностей, а дальше каждый может сам распоряжаться, как хочет.

ТЫ БУДЕШЬ РАБОТАТЬ С НИМИ НАД КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ?

Сейчас в формате школы каждый курс предполагает новый взгляд на скульптуру, либо на скульптуру в каком-то расширенном поле. В школе есть и история скульптуры, и отдельные курсы, которые относятся непосредственно к техническим моментам. Это курс по стеклу и мой курс по скульптуре именно в техническом варианте, а еще отдельно есть курс, который совмещает фотографию со скульптурой. Он, с одной стороны, является возможностью представителя этого медиума выйти за рамки, но на самом деле он полезный для всех. Любому скульптору было бы неплохо уметь фотографировать свои объекты, это просто необходимые для современного мира навыки.

Сейчас минимальный набор в школе выглядит так. Сама программа школы рассчитана на 3 месяца, она существует как три отдельных модуля. Выбор того, чтобы все разделить на отдельные модули, был связан с тем, что школа запускается впервые. Самой программе нужно быть более пластичной, чтобы понять по максимуму куда она попадает, и насколько она может быть полезной тем участникам, которые придут в первый набор. В дальнейших модулях можно говорить о том, что там будут и телесные практики, перформансы, работа с фотографией, но в другом контексте. Там будут другие авторы, которые также будут говорить об истории скульптуры и вообще искусства. Первый модуль это не то чтобы база, это скорее уникальная возможность погрузиться в одну отдельную область и посмотреть на нее с разных сторон.

Я ВСЕГДА, КОГДА УЧУ И ДЕЛАЮ КАКИЕ-ТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШТУКИ, ДЕЛАЮ ЭТО ДЛЯ МАРИНЫ В ПРОШЛОМ. ТЫ ДЕЛАЕШЬ ТАК, КАК ПРИГОДИЛОСЬ БЫ ТЕБЕ САМОЙ?

Я во многом основываю это на своем личном художественном исследовании, потому что не знаю, как много скульпторов занимаются перформативными практиками. Для своего личного творчества я много вдохновляюсь перформансом, поэтому мне всем хочется доказать, что это классно и может вас вдохновлять. Это не про то, где я уже все знаю и обучу вас, особенно в случае взаимодействия с другими авторами, а это скорее «я вместе с вами ныряю в это все».

КАКОЙ, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, САМЫЙ ВАЖНЫЙ ИЛИ ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК МОЖЕТ ВЫНЕСТИ ТВОЙ БУДУЩИЙ ВЫПУСКНИК?

Мне кажется, многим художникам не хватает смелости попробовать что-то. Я думаю, что он в какой-то мере почувствует эту смелость.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Марина Анциперова

Фото: предоставлены героиней материала

19 August, 2022