Pagan Poetry: шесть художников неизвестного и фантастического

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Работа на обложке: Максим Якушенок

08 December, 2022

В момент кризисов популярность мистического и иррационального знания возрастает. Люди ищут ответы на глобальные вопросы в самых неочевидных местах — кажется, все из нас выучили арканы карт Таро или астрологические дома.
Мы узнали у шести молодых художниц, художников и коллектива, осмысляющих хтонические образы и локальную мифологию, какую суперспособность они бы хотели иметь, как относятся к родному городу и от чего фанатеют.

Юлия Мортиис

Художница. В своем творчестве осмысляет темы коллективной памяти, российской истории и личной травмы, обращаясь к христианской образности и техники печати по найденной ткани. Выпускница Академии им. Штиглица и Школы молодого искусства Pro Arte.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

КАКУЮ РОЛЬ В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ?

Я живу в Петербурге и люблю его за пространство и ощущения, в которые гармонично погружаюсь. Живя здесь, я как будто снимаюсь в клипе. Хотя это скорее мифический образ, существующий только у меня в сознании. А не люблю Питер за холод в различных смыслах этого слова — чопорность, культ закрытых сообществ, медленно идущих на контакт людей и, конечно, температуру воздуха с ноября по апрель.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ?

Сейчас, в основном, занимаюсь вышивкой, что, в целом, мне не очень свойственно — я не склонна к спокойным процессам. В последнее время понравилось работать с воском — за то, что он грубый и мягкий одновременно. Продолжаю заниматься печатной графикой и видео.

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ТЫ БЫ ХОТЕЛА ИМЕТЬ?

Хотела бы уметь путешествовать во времени. Подсмотреть и поучаствовать в поворотных моментах истории.

ЧЕМ ТЫ ОДЕРЖИМА?

Я азартный человек. В разные эпизоды жизни цепляюсь за разные вещи и старательно пытаюсь довести и раскрутить это до состояния полной деструкции, от чего потом страдаю. Но в моем искусстве это отражается, наверное, не в полной мере.

КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

Меня интересует народный мистицизм, поэтому люблю волшебные сказки. Хороший пример — русская народная сказка «Вдова и бес».

ОПИШИ СВОЮ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Я бы очень хотела, чтобы она случилась. Думаю, она будет контрастной по смыслам и эмоциям. Небольшая и таинственная выставка, приоткрывающая дверь в мое творчество.

  • Юлия Мортиис, INFANT. 2022. Бумага, текстиль, шелкография, термопечать, тиснение
    Юлия Мортиис, INFANT. 2022. Бумага, текстиль, шелкография, термопечать, тиснение
  • Юлия Мортиис, ZYBKA, 2022. Плюш, воск, шерсть, блестки, вышивка. 60×80
    Юлия Мортиис, ZYBKA, 2022. Плюш, воск, шерсть, блестки, вышивка. 60×80
  • Юлия Мортиис, «Проигравший», 2021. Найденный текстиль, вышивка, 30×30
    Юлия Мортиис, «Проигравший», 2021. Найденный текстиль, вышивка, 30×30
  • Юлия Мортиис, «Сожитель», 2021. Найденный текстиль, вышивка. 37×60
    Юлия Мортиис, «Сожитель», 2021. Найденный текстиль, вышивка. 37×60

Максим Якушенок

Художник, музыкант. Вдохновляясь культурой Урала и легендами народов России, создает персональную мифологию, объединяя образ маски, фотографию, музыку и видео.
Живет и работает в Нижнем Тагиле.

КАКУЮ РОЛЬ В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ?

Нижний Тагил для меня очень важен. Мне нравится его промежуточное состояние. Чтобы из центра города прийти в лес, достаточно получасовой прогулки пешком. Также Тагил расположен не на горах, но и не на ровной местности — это скорее холмы. Вместе с городом я нахожусь в, как я это называю, пограничном состоянии.

Еще для меня важно место фотографирования своих произведений. Я это делаю в городском пространстве и всегда стараюсь обыграть окружение. Иногда оно дополняет созданный мной образ настолько, что даже для меня открывается что-то новое.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ?

Сейчас я работаю в технике папье-маше, используя бумагу и картон. Недавно также освоил вату. Иногда добираюсь до холстов, но и с ними уже скорее экспериментирую: растягиваю холст на ДВП или ДСП и приклеиваю к картону. Часто дополняю работы ветвями, нитями джута, которые создают ощущение естественности и объема.

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ТЫ БЫ ХОТЕЛ ИМЕТЬ?

Я бы хотел стать чудотворцем и помогать людям.

ЧЕМ ТЫ ОДЕРЖИМ?

Главная моя одержимость — творчество. Я постоянно испытываю необходимость что-то создавать. Меня завораживает что-нибудь, в чем можно уловить веяние древности, архетипичности, сакральности. Неслучайно мое искусство связано с природными и религиозными темами. Кроме того, я часто вижу антропоморфные образы и лица в различных местах: трещине на стене, груде камней, пне в лесу. Такое восприятие мира проявляется в моих работах: все они связаны с чем-то одушевленным, персонажами или сущностями.

КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

На ум приходит не сказка, а легенда коми-пермяков о сотворении мира. В ней шестиногий лось хранил в своих рогах солнце, пока сын не убил его. Солнце упало в нижний мир, а из шкуры отца создали небосвод. Хотя мой пересказ достаточно вольный — такую трактовку легенды я узнал из недавней российской компьютерной игры «Человеколось».

ОПИШИ СВОЮ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Мои работы хранятся дома, и поэтому обычно я их вижу под непрямым, сумрачным светом. В такой обстановке они кажутся артефактами мифов — включается воображение, становится интересно разглядывать фактуры, обращать внимание на свои ощущения. Это то состояние, которое я бы хотел создать для зрителя.

В целом, сейчас я сильно тяготею к форме тотальной инсталляции и собираю для нее работы. Возможно, я бы сделал ее в пещере. Чувствую, что там маски, картины, скульптуры окажутся в органичном для них пространстве. Но я бы хотел поразмышлять и над маршрутом зрителя, чтобы он превратился в искателя или паломника, который в конце пути обретет то, за чем шел.

  • Максим Якушенок, Маска трехглазой ромашки, 2022. Папье-маше, акрил. Фото: Кирилл Грачев
    Максим Якушенок, Маска трехглазой ромашки, 2022. Папье-маше, акрил. Фото: Кирилл Грачев
  • Максим Якушенок, Дух болот, 2022. Папье-маше, джут, акрил
    Максим Якушенок, Дух болот, 2022. Папье-маше, джут, акрил
  • Максим Якушенок, «Нахождение звезды», 2022. Картон, ПВХ, акрил. 66×42
    Максим Якушенок, «Нахождение звезды», 2022. Картон, ПВХ, акрил. 66×42

Ксения Маркелова

Художница. В своем творчестве исследует пересечение темы телесности и образов сакрального, архетипического и безобразного. Обучалась в Уральской архитектурно-художественной академии на аниматора. Живет и работает в Екатеринбурге.

КАКУЮ РОЛЬ В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ?

Город задает темп — размеренный, но активный. Также Екатеринбург как центр ультрауральскости влияет на мою идентичность. До недавних пор я не обращалась к локальному контексту напрямую, но в последнее время пытаюсь адаптироваться к паблик-арту, для чего начала изучать местные истории.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ?

В основном я создаю скульптуры и инсталляции в смешанной технике, используя ткань, силикон, воск, эпоксидную смолу. В графике я отдаю предпочтение масляной пастели, а с недавних пор даже вернулась к живописи. Помимо этого работаю с кукольной stop-motion анимацией, но пока эта практика, к сожалению, на паузе. Продолжаю осваивать 3D-моделирование.

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ТЫ БЫ ХОТЕЛА ИМЕТЬ?

Развоплощаться из физического тела в нечто нематериальное. Так бы я обрела совершенно иной способ познания мира и взаимодействия с ним. Реальность стала бы менее серьезной.
А если проще — хотя бы освоить бытовое колдовство.

ЧЕМ ТЫ ОДЕРЖИМА?

Еда, хорроры, парфюм.

КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

В детстве я читала очень много сказок, в основном, неадаптированных. Одна из них произвела на меня сильное впечатление, но я ее потеряла и до сих пор не могу найти по описанию.
Сейчас же мне близки сказочные хорроры, например, «Страшные сказки» 2015 года.

ОПИШИ СВОЮ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Та, на которой все будут плакать. Но не от страданий, а от чувства солидарности и эмпатии к другому.

  • Ксения маркелова, «Ярость», 2022. С совместной со Светланой Спириной выставки «Заболачивая Обличие» в Фотографическом музее «Дом Метенкова», Екатеринбург. Фото: Никита Дубинский.
    Ксения маркелова, «Ярость», 2022. С совместной со Светланой Спириной выставки «Заболачивая Обличие» в Фотографическом музее «Дом Метенкова», Екатеринбург. Фото: Никита Дубинский.
  • Ксения Маркелова, АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Фото: Любовь Кабалинова
    Ксения Маркелова, АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Фото: Любовь Кабалинова
  • Ксения Маркелова, «Херувимы», АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Фото: Роман Рамазанов
    Ксения Маркелова, «Херувимы», АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш». Фото: Роман Рамазанов
  • Ксения Маркелова, «Единичка», 2022. Бумага, смешанная техника
    Ксения Маркелова, «Единичка», 2022. Бумага, смешанная техника
  • Ксения Маркелова, «Контемпоральная Россия», АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш»
    Ксения Маркелова, «Контемпоральная Россия», АСМР-керамика, 2022. Для фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш»

Антон Илюшин

Художник. Создает абстрактные живописные серии, соединяя персональные нарративы с философией постмодернизма и постгуманизма. Выпускник Иркутского университета по специальности Дизайн архитектурной среды. Живет и работает в Иркутске.

КАКУЮ РОЛЬ В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ?

Я живу в Иркутске, но моя малая родина — Ангарск. Я стараюсь развивать арт-сообщество и своим творчеством привлекать внимание к городу.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ?

Я пишу на холстах без подрамника, разрезаю их и сшиваю. Наношу акрил, пастель, маркеры и много других материалов.

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ТЫ БЫ ХОТЕЛ ИМЕТЬ?

Не хочу иметь суперспособностей.

ЧЕМ ТЫ ОДЕРЖИМ?

Искусством. Еще философией и социологией. Это главные двигатели моей фантазии. Темы и названия для работ я беру из них. Также я много слушаю тяжелую экстремальную музыку. Она почти всегда сопровождает процесс моей работы.

КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

В детстве читал много, но любимого ничего не сформировалось.

ОПИШИ СВОЮ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Один из главных источников моего искусства — книга французских философов Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип». Я бы хотел создать аналог шизофренического стола, который описывается на первых страницах этого трактата. Сшил бы свои работы так, чтобы их смысл перестал считываться, разместил бы их так, чтобы геометрия помещения перестала восприниматься зрителем, включил звук, доставляющий дискомфорт. Иными словами, произвел бы тело без органов, как описано в книге.

  • Антон Илюшин, «Ангарск», 2022. Холст, акрил. 160×160. Коллекция ЦСИ «Сияние», Апатиты
    Антон Илюшин, «Ангарск», 2022. Холст, акрил. 160×160. Коллекция ЦСИ «Сияние», Апатиты
  • Антон Илюшин, «Порядок», 2022. Холст, акрил. 164×150
    Антон Илюшин, «Порядок», 2022. Холст, акрил. 164×150
  • Антон Илюшин, «Нефть» (из серии «Тело без органов»). Холст, акрил. 160×160
    Антон Илюшин, «Нефть» (из серии «Тело без органов»). Холст, акрил. 160×160
  • Антон Илюшин, «Дилемма призрака» (из серии «Тело без органов»). Холст, акрил. 160×160
    Антон Илюшин, «Дилемма призрака» (из серии «Тело без органов»). Холст, акрил. 160×160

Ольга Парамонова

Исследует образы различных эмоциональных состояний на границе с материальным и духовным. Живет и работает в Москве.

КАКУЮ РОЛЬ В ТВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ?

Город — это, глобально, пространство для изучения и взаимодействия, и прямой зависимости между Москвой и моим творчеством нет. Для меня скорее важно вписать работы в конкретное пространство, я ищу такие места, в которые можно «поселить» маленькую скульптуру.
Но, думаю, что если бы я сменила город или страну, то мое искусство бы трансформировалось.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ?

Аэрозольные баллоны и акрил на ткани, глину и проволоку для скульптуры. Графику делаю самыми обычными карандашами, редко цветными.
Очень часто в момент создания работы открываю для себя новые материалы, обычно это происходит со скульптурой. А еще собираю красивые камни и ветки и вставляю их в работы, будто это их сердца.

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ТЫ БЫ ХОТЕЛА ИМЕТЬ?

Суперспособность — получать любую суперспособность! Для справедливости готова обсудить ограничения. А, если серьезно, то я в восторге от героини Ядовитый Плющ из вселенной DC (особенно от ее версии в мультсериале «Харли Квинн»).

ЧЕМ ТЫ ОДЕРЖИМА?

Чувство одержимости и фанатизм — это не про меня. Я просто люблю жизнь, наблюдать, взаимодействовать, удивляться.

КАКАЯ ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

Хочется пошутить про «Растаманские сказки» Гайдука, конечно, но любимой сказки у меня нет. Из близкого: в детстве я очень любила рассматривать картины Васнецова, особенно «Спящую царевну».

ОПИШИ СВОЮ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Фантазирование об идеальной ситуации мне не близко. Точно знаю, что для меня будет важным минимум ограничений и комфортное взаимодействие с людьми, которые будут причастны к проекту. Но было бы здорово создать свой «мир» в большом пространстве с несколькими помещениями. Еще я хотела бы попробовать сделать что-то на природе, но пока мне не хватает опыта взаимодействия с пространством вне города.

  • Ольга Парамонова, ASHEN LIKE LOVE, AND BLACK LIKE THE SNOW, 2022. Проволока, глина, акрил. 15×20×25. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова
    Ольга Парамонова, ASHEN LIKE LOVE, AND BLACK LIKE THE SNOW, 2022. Проволока, глина, акрил. 15×20×25. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова
  • Ольга Парамонова, ALICE AND ALICE IN PINK, 2021. Ткань, акрил, аэрозоль. 120×70. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова
    Ольга Парамонова, ALICE AND ALICE IN PINK, 2021. Ткань, акрил, аэрозоль. 120×70. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова
  • Ольга Парамонова, ALICE IN YELLOW AND GREEN, 2021. Ткань, акрил, аэрозоль. 158×78. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова
    Ольга Парамонова, ALICE IN YELLOW AND GREEN, 2021. Ткань, акрил, аэрозоль. 158×78. Выставка «Pretty Pictures» в галерее Spas Setun, Москва. Фото: Варвара Топленникова

НИИ Собачьих дел

Художественная группа, образована в 2021 году. Состоит из художника и музыканта Константина Рослякова и художницы и перформера Лады Ладной. Исследуют современную городскую действительность от имени воображаемого научного института. В своем творчестве переосмысляют локальную мифологию и историю, иронически используя научные и любительские методы познания. Живут и работают в Тюмени.

КАКУЮ РОЛЬ В ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЕТ ГОРОД, В КОТОРОМ ВЫ ЖИВЕТЕ?

Тюмень для нас, как и любой другой город, представляет разорванный фрагментарный организм, который мы анализируем, пересобираем его дары в форме найденной предметности и материальности, фиксируем его перманентное изменение.

КАКИЕ МЕДИУМЫ И ТЕХНИКИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?

В основном иммерсивные или кинетические объекты. Направлением группы является метанаучный подход, соединяющий здравый смысл и безумную фантасмагорию выдуманных историй, вдохновленных реальными событиями. Применяем метод контингентного создания искусства (случайный порядок причинности).

КАКУЮ СУПЕРСПОСОБНОСТЬ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИМЕТЬ?

Лада: Мне бы очень пригодилось знать мысли всех людей, когда-либо живших на земле. Например, что думал Никола Тесла в процессе создания своих изобретений или во время смерти? Хотя умение разговаривать с мертвыми тоже бы утолило мой исследовательский голод. Или разговаривать с животными и растениями. Или, на крайний счет, эхолокация.

Константин: Хочу уметь останавливать жестокость, делать людей добрее, например, касаясь пальцем мочки уха. Но любая суперспособность имеет определенные ограничения: кто мне даст прикоснуться к ушам известного президента? А вообще, хочется уметь летать, но нужно ли получать разрешение на полеты в таком случае?

ЧЕМ ВЫ ОДЕРЖИМЫ?

Методологическими биологическими исследованиями и производными от них. Социокультурными феноменами. Городскими легендами и их придумыванием. Еще один из ключевых интересов — мистицизм, ритуализация обыденности и окружения. Фанатеем от радиолюбительства и примитивной механики.

КАКАЯ ВАША ЛЮБИМАЯ СКАЗКА?

Лада: «Алиса в зазеркалье» и «Алиса в стране чудес» (это же форменное математическое безумие в кубе!). Если из детства, то «Снежная королева» (Герда казалась мне такой бесстрашной), а сейчас «Муж и жена» того же Андерсена (она очень смешная и на удивление жизненная). Из русскоязычного — все с Бабой Ягой (сама себя ей ощущаю).

Константин: Я помню, в моем детстве была книга «Сказки бабушки про чужие странушки» и ее мне постоянно читала мама. Была еще книга с мистическими сказками и очень затягивающими картинками художника Станислава Ковалева — это была моя самая любимая, я ее изучал самостоятельно. У меня даже появился ритуал — по ночам и холодным зимним вечерам я ее открывал и разглядывал картинки! Обожаю! Помню, читал книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», в которой мне очень нравились иллюстрации — там герои Disney попадали в разные обстоятельства, связанные с болезнями и недугами.
Сейчас мне нравятся «Ягоды» Романа Михайлова и недавно вышедшее кино по его сценарию и с его же участием «Сказка для старых».

ОПИШИ ВАШУ ИДЕАЛЬНУЮ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ.

Это удаленное нелепое место. Там альтернативные источники электропитания и энергии. Упорядочивание тех объектов, которые уже есть с минимальным рукоприкладством. Обволакивающий неравномерный гул. Взаимодействие всего со всем.

  • НИИ Собачьих дел, «Кристаллин», 2021. Гипсовый бюст вождя, стекло
    НИИ Собачьих дел, «Кристаллин», 2021. Гипсовый бюст вождя, стекло
  • НИИ Собачьих дел, «Мужик-электрик-Бог», 2022. Электрический щиток 1974 года, ветви березы, динамики и звук электромагнитных излучений трамвая и троллейбуса
    НИИ Собачьих дел, «Мужик-электрик-Бог», 2022. Электрический щиток 1974 года, ветви березы, динамики и звук электромагнитных излучений трамвая и троллейбуса
  • НИИ Собачьих дел, «Женское дело», 2022. Инсталляция (церковные свечи, могильная земля, куриные кости, рябина, ткань, кухонная утварь)
    НИИ Собачьих дел, «Женское дело», 2022. Инсталляция (церковные свечи, могильная земля, куриные кости, рябина, ткань, кухонная утварь)
  • НИИ Собачьих дел, «Женское дело», 2022. Инсталляция (церковные свечи, могильная земля, куриные кости, рябина, ткань, кухонная утварь)
    НИИ Собачьих дел, «Женское дело», 2022. Инсталляция (церковные свечи, могильная земля, куриные кости, рябина, ткань, кухонная утварь)
  • НИИ Собачьих дел, «Красная икра», 2021. Пластилин, стекло
    НИИ Собачьих дел, «Красная икра», 2021. Пластилин, стекло
ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Работа на обложке: Максим Якушенок

08 December, 2022