Relocational landscape. How artists paint foreign countries

OPINION

Author: Anton Khitrov

Cover: Alisa Gvozdeva, "Self-portrait", 2022

12 April, 2023

In this article, art critic and collector Anton Khitrov explores how relocated artists create landscapes, what these works reveal about their authors' experiences, and why the landscape genre is crucial in the new Russian foreign art scene.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

За последние месяцы в моей коллекции искусства появилось два пейзажа, написанных россиянами за границей. «Двор» — миниатюрная живописная работа Кати Косьяненко, созданная в Ереване. Непримечательные городские кварталы, написанные большими, четко очерченными цветовыми пятнами — один из любимых форматов художницы, и выработанный язык пришелся очень кстати, чтобы передать состояние недавнего эмигранта. Во дворе никого нет, окна не горят, единственный источник света — невидимый фонарь: спящий город еще никак не проявил себя и пока представляет для наблюдателя полную загадку.

Другая вещь — «Пейзаж с арыком» Васи Хорста, который вообще-то обычно пишет обнаженную натуру, но, будучи в Алматы, переключился на городские виды. Эту работу я купил на память о собственном трехмесячном пребывании там — не в последнюю очередь из-за сюжета: арыки — оросительные канавки, тянущиеся вдоль улиц — стали для меня самым удивительным элементом алматинской городской среды. Я догадываюсь, чем они привлекли художника: едва ли не главный предмет его интереса — линия, с которой Хорст обращается весьма смело и вольно (посмотрите, какие они широкие и фактурные). Арык — это линия и есть. Так художник нашел знакомое в незнакомом.

Прямо сейчас пейзаж — ключевой жанр российского фигуративного искусства. Не потому, что пейзажей стало заметно больше. Просто для художника это испытанный способ исследовать непривычное пространство — а в эмиграции это первоочередная задача.

В попытке запечатлеть характер Алматы Хорст изобразил арыки — эти странные щели в улицах, о которых у приезжего спотыкается взгляд.

Чем-то похожим занялась его коллега Наташа Ворончихина, оказавшись в Грузии. Пока художница жила в России, она старалась увидеть по-новому хорошо известные ей вещи — новогоднюю гирлянду, лоток с апельсинами, дачный забор. После релокации главный навык Ворончихиной — заострять, стилизовать натуру — пригодился ей, чтобы обжить и в хорошем смысле присвоить незнакомую местность, начиная с гористого рельефа и заканчивая питьевыми фонтанчиками.

Если отвлечься от социальной ситуации, для художника неизвестный ранее ландшафт — это прежде всего новые формальные возможности. Взять, к примеру, лаконичную австрийскую графику Алены Раковой, работающую под псевдонимом Exantres. Эти рисунки категорически не похожи на привычные вещи художницы, лихие и цветистые. Прошлой весной Ракова посетила австрийскую коммуну Лех — и в заснеженных Альпах увидела вызов: минимальными средствами превратить один участок незакрашенного листа — в сугробы под ногами, другой — в далекие горные вершины, а третий — в еще более далекое небо.

Совсем иначе выглядит графика художницы из серии «Каш», созданной в одноименном турецком городе, где она провела зиму. Exantres в принципе любит нетривиальный подход к общепризнанно приятным сюжетам. Точно так же и турецкий курорт в ее исполнении выглядит совсем не открыточным: причудливые силуэты, грубая штриховка, странные цвета. Перед нами — туристический город глазами человека, который приехал сюда не в качестве туриста: это отчужденное, иногда неуютное состояние известно многим, кого в прошлом году заносило в Анталью, Батуми и прочие столицы пляжного отдыха.

Вообще, любой, даже безлюдный пейзаж рассказывает об отношениях человека с ландшафтом, городским или природным. В работах этого жанра главный герой — наблюдатель. Он выступает мерилом пространства, которое может оказаться для него незнакомым или знакомым, опасным или комфортным, гостеприимным или не очень.

«Автопортрет» Алисы Гвоздевой, вдохновленный видами Азатского водохранилища в Армении — наглядная иллюстрация к этому тезису: героиня отражается в ландшафте буквально — мы видим ее лицо в маленьком окошке-зеркальце среди серого неба. Это неожиданно тревожная вещь от художницы, обычно пишущей и лепящей сюжеты из райской жизни. Гвоздева вдохновляется парковым искусством, которое все — об Эдемском саде, а ее нарочито наивная манера подчеркивает, что перед нами какая-то несбыточная фантазия. От других ее работ «Автопортрет» отличается строгой палитрой, асимметричной композицией и относительным жизнеподобием.

Картина, в сущности, написана по законам кинорежиссуры. В начале прошлого века пионер отечественного кинематографа Лев Кулешов выяснил, что зрители способны сами вчитать нужное переживание в ничего не выражающее лицо актера, если смонтировать его с эмоционально заряженным кадром — например, с аппетитным ужином. Точно так же и лирическая героиня Гвоздевой выглядит растерянной, хотя ее лицо, написанное крупными мазками, лишено какой бы то ни было мимики.

Секрет — в композиции. По сравнению с пейзажам-«рамой» сам портрет — крошечный: в отношениях девушки с пространством расстановка сил — очевидно не в ее пользу. Маленькое изображение в левом верхнем углу напоминает фото на визовой анкете: любому, кто заполнял ее по необходимости, а не ради приятного путешествия, знакомо чувство беспомощности перед могучим бюрократическим аппаратом чужой страны. Ландшафт у Гвоздевой не выглядит угрожающим, но героиню он, бесспорно, подавляет.

Прием с объединением пейзажа и другой, менее масштабной натуры Гвоздева повторяет в диптихе «Дилижанский балкон». Слева — скромный интерьер не то гостиничного номера, не то съемной квартиры, справа — зеленые горы в дымке. Чужая природа как бы вторгается в частный быт: вокруг неизвестность — и каждая минута повседневной жизни пронизана этим понятным переживанием.

По сути, любой пейзаж — это схема наших отношений с миром, где отдельный участок природы или города воплощает вселенную в целом.

В этих отношениях мы можем быть увлеченными исследователями, преобразователями, равнодушными свидетелями, изгоями — много кем. Кто мы миру сегодня — вот основной вопрос, которым занимаются художники-пейзажисты в непривычных для себя обстоятельствах.

OPINION

Author: Anton Khitrov

Cover: Alisa Gvozdeva, "Self-portrait", 2022

12 April, 2023