Кто это придумал и как это работает: команда Международной Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде
Авторы: Анастасия Лобачёва, Саша Шапиро, Мария Шаронова
Фото: Анатолий Козьма
04 June, 2025
С 18 апреля по 20 ноября в Нижнем Новгороде проходит Первая международная биеннале экологического искусства. Она объединяет несколько городских площадок и более 150 современных художников из разных стран.
О том, как биеннале связана с городом, зачем превращать руины в музеи и почему сегодня важно говорить об экологическом искусстве, — мы поговорили с командой накануне открытия проекта «Кожа земли» на Мытном рынке.


Олег Беркович
заместитель губернатора Нижегородской области
В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ РЕГУЛЯРНО ПРОХОДЯТ САМЫЕ РАЗНЫЕ АРТ-СОБЫТИЯ, РАБОТАЕТ МНОЖЕСТВО КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ. ПОЧЕМУ В ЭТОТ РАЗ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РЕШИЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНО АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ИМЕННО НА ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ?
Мы живем в эпоху, когда даже слово «экология» уже перестает быть узкоспециализированным. Оно медленно, но верно занимает центральное место в разговорах не только о климате, но и о культуре, экономике, даже политике. Для нас, как для города, это возможность не только отрефлексировать происходящее, но и превратить внимание к экологической повестке в повод для разговора о человеке и среде — и природной, и культурной.
Искусство здесь скорее не иллюстрация, а язык, на котором можно сказать важное, не впадая в декларативность и не скатываясь в отчаяние. На мой взгляд, даже при обсуждении сложных тем надо давать вектор надежды, мотивацию к поиску решений. Именно поэтому Биеннале экологического искусства — разговор о будущем, в котором мы уже живем.
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОДДЕРЖКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СО СТОРОНЫ ГОРОДА ВЛИЯЕТ НА ГОРОДСКУЮ СРЕДУ И ЖИТЕЛЕЙ? И КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НИЖЕГОРОДЦЫ ВОСПРИНИМАЮТ ТАКОЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
Мы все существуем в архитектуре впечатлений, и современное искусство — один из тех редких механизмов, который может менять не улицы города, а угол зрения на них и на пространство в целом. Поддержка таких проектов — осознанная политика правительства региона: мы хотим жить в среде, где возможно развитие, созидание, диалог, ирония.
А нижегородцы любопытны, умеют смотреть и выходить за границы, помыслить невозможное. Когда в городе много искусства, он начинает звучать многоголосо, и это тоже показатель здоровья городской среды.
ПОЧЕМУ ВЫ ЛИЧНО ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ? ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ ИЗ ЧИСЛА МЕСТНЫХ АВТОРОВ?
Потому что современное искусство — это способ думать. Оно требует от зрителя работы, но именно в этом усилии и возникает точка роста. Я думаю, что у нижегородцев уже достаточно высокий уровень насмотренности благодаря нашим фестивалям современного искусства, разнообразию выставок и проектов разных форм, а также развивающимся институциям.
У меня есть небольшая коллекция современного искусства. Я с большим интересом и уважением отношусь к нижегородским художникам: Артёму Филатову, Ивану Белову, Лену Лисице, Антону Морокову, Андрею Оленеву, Якову Хореву, Владимиру Чернышеву, Ваце и другим.
НИЖНИЙ НОВГОРОД — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ГОРОДОВ, АКТИВНО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАБОТАЮЩИХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ. С ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СВЯЗАНО ЭТО ВНИМАНИЕ? И ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ КОЛЛЕГАМ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТ ВЫСТРАИВАТЬ ТАКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Мы, как в хорошем эксперименте, сошлись в одной точке: культурные институции со стремлением, художники с идеей, публика с воображением и чиновники, готовые к риску. Это не случайность. Это долгий путь маленьких решений, в которых регион выбирал развитие искусства и создание экосистемы для него. Мы реконструировали материально-техническую базу, дополнили образовательную систему, ввели системную грантовую поддержку и конкурсы.
Коллегам я бы посоветовал не бояться современной сложности, не пытаться упростить художественное высказывание до удобного или понятного формата. Искусство вообще не для объяснений, а для ощущений. Важно еще уметь признавать, что не всё понимать в современном искусстве — это вообще-то нормально.
КАКОЙ ИЗ ПРОЕКТОВ БИЕННАЛЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПРОИЗВЕЛ НА ВАС НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?
Все проекты Биеннале по-своему значимы: они решают разные задачи и работают с разными аспектами экологической темы. Но, безусловно, один из наиболее ярких сегодня — это выставка «Цифровые надежды» в пространстве ЦЕХ﹡. Это сложный, многослойный проект, в котором соединены визуальные, звуковые и научные элементы. В центре зала — реконструкция скелета кита, внутри которого размещен звуковой архив. Рядом генеративная инсталляция о таянии ледников. Всё выстроено очень точно от акустики до визуальных эффектов. Видеоряд деформирует пространство, как будто лед обрушивается не где-то, а прямо в зале. Ледник кажется вечным, пока не исчезнет. Там же инсталляция «Точка сингулярности». LED-сфера на 360 градусов, полностью замкнутая изнутри, абсолютный эффект присутствия в моменте до начала Вселенной.
Важно, что выставка выполнена на высоком международном уровне, и многие посетители отмечают, что такого рода экспозиции они привыкли видеть за пределами страны. Это серьезный показатель качества.
Главный и самый долгожданный проект Биеннале — «Кожа Земли». Пожалуй, самый масштабный по охвату и содержанию. В нем участвуют более 250 работ от 70 художников из 33 стран. Проект объединяет научный подход и художественное высказывание, работает с темами памяти, ландшафта, вмешательства человека в природу. Экспозиция разместится на двух площадках: на Мытном рынке и в здании бывшей гостиницы Ермолаевых, которое впервые будет адаптировано под выставочное пространство.
Для нас это важный шаг: проект поднимает вопросы этики, ответственности, справедливости в отношении окружающей среды. Он доказывает, что экологическое искусство — полноценная часть глобального диалога о будущем, на которое откликнулись художники со всего мира.

Дмитрий Ханкин
управляющий партнер галереи «Триумф»
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА НА БИЕННАЛЕ?
Моя задача заключается в том, чтобы биеннале состоялась — найти людей, деньги, площадки, поискать еще часть художников или поучаствовать в переговорах с теми, кому непонятно, что и зачем в этой стране происходит. А дальше — обеспечить существование проекта, его разработку и его воплощение. Вот и вся задача.
РАССКАЖИТЕ О ЛОКАЦИЯХ, ВЫБРАННЫХ ДЛЯ БИЕННАЛЕ.
Выбирать было особо не из чего, если честно. Мы скорее взяли то, что смогли найти. И здесь город нам помог, естественно. Конечно, для главного проекта хотелось бы — тогда хотелось бы! — чего-нибудь совсем монументального, огромного. Но, с другой стороны, то, что есть сейчас — гостиница Ермолаевых и Мытный рынок, главный проект и «выделенный» из него медиапроект в пространстве ЦЕХ﹡, — все вместе это не меньше места, чем было бы на любой другой отдельной площадке. Были определенные проблемы, мы их преодолели, по-моему, но это не мне судить.
Что касается «Арсенала», то это место, с которым мы традиционно работаем. Здесь мы сделали некий проект-тизер «Земное / планетарное», с теми же задачами, с теми же именами, с той же методологией и даже с теми же интонациями.
ЦЕХ﹡, естественно, как локация — это уникальное место с 20-метровыми потолками. Мы смогли показать медиаработы достаточно интересных и больших художников, в том размере, какого мы никогда бы не добились на площадках главного проекта. Это большая удача. Ни в одном городе страны такого места, как ЦЕХ﹡нет и не планируется. И замечательно, что в пяти минутах ходьбы от Кремля можно это увидеть. Естественно, как и везде, неудача балансируется удачами, и наоборот.
ПОЧЕМУ НУЖНО ОКАЗАТЬСЯ НА БИЕННАЛЕ?
По нескольким соображениям. У каждого человека свои мотивации. Люди, увлеченные и вовлеченные в современное искусство, конечно, должны понимать, что подобного масштаба затеи в поле российского современного искусства происходят нечасто. И, конечно, любопытно посмотреть на то, как выглядит русское современное искусство в массе.
Второе проистекает из первого. Это международная биеннале: много серьезных работ больших художников, из основных проектов в Сиднейской биеннале, Шардже, Венеции и так далее. Это тоже полезно посмотреть.
А третье — это биеннале энвайронментального и экологически ориентированного искусства. Оно обращается к странным, тонким струнам, натянутым между землей и небом, которые проходят через каждого из нас, сопредельные нашей душе. Это про жизнь в мире, про жизнь человека в мире с собой, в мире с природой; это про отношения, про экологическое мышление. Это вообще хорошая, полезная работа, которую каждый мыслящий взрослый человек должен однажды с собой проделать. Если он проделает это на биеннале в Нижнем Новгороде — я буду только счастлив.
ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ БИЕННАЛЕ УСПЕШНОЙ?
150 тысяч посещений.

Юлия Аксёнова
программный директор и главный куратор Биеннале
РАССКАЖИТЕ О ГЛАВНОМ ПРОЕКТЕ «КОЖА ЗЕМЛИ» И ШЕСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ.
В фокусе главного проекта — тонкий слой, около двух километров, на поверхности планеты — который в определенном смысле олицетворяет саму жизнь на планете, начиная от микроорганизмов, растений, животных и заканчивая самим человеком. Этот проект — размышление о том, как нам расширить свои возможности познания и взаимодействия с земным, начать думать о себе как части общего мира.
Выставка «Цифровые Надежды» в пространстве ЦЕХ﹡осмысляет последствия антропогенного воздействия на Землю и строит прогнозы на будущее. При создании своих работ авторы используют новейшие технологии, возможности искусственного интеллекта, креативного программирования.
Восприятие планеты как единой системы, в которой человек является лишь одним из элементов сложной цепочки взаимодействий, — лежит в основе выставки «Земное / планетарное», представляющей два фокуса взгляда на проблемы экологии сегодня. Увидеть Землю из космоса и одновременно познать ее активность с близкого расстояния — такова главная идея.
Выставка «Зона пчел» в НГХМ — совместный проект художников Марии Сафроновой и Антона Кузнецова. Устройство жизни пчел рассматривается как образ современного общества: культурные и социальные модели человека находят прямую связь с миром этих насекомых.
Еще один проект «Чистая Энергия» в пространстве «Маяк» посвящен вопросам альтернативных видов энергии.
Серия ленд-арт объектов нижегородского художника Дани Пирогова «Поле» преобразит урбанизированные участки города в цветущие поля. Проект уличного искусства «Воздух» вплетает художественные образы в пространство города.
ОРИЕНТИРОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ НА ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ, РАЗРАБАТЫВАЯ КОНЦЕПЦИЮ БИЕННАЛЕ? ЕСЛИ ДА, ТО НА КАКИЕ?
Разрабатывая концепцию любой выставки, ты всегда смотришь на то, что было сделано до. Это как и в создании любого произведения: нужно знать историю искусств, чтобы видеть свое место в ней. Конечно, я просмотрела сотню выставок, биеннале, персональных проектов, сделанных на экологическую тему. Исследовательская часть — это самое важное, что может быть в моей работе.
БЫЛИ ЛИ ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ХОТЕЛИ ЗАТРОНУТЬ?
В рамках Биеннале мне было важно не просто поговорить на тему экологии, но показать искусство, которое пытается пробудить в нас архаическое, священное отношение к природе. Поэтому в своих проектах художники часто обращаются к традициям коренных народов, для которых земля является центральным духовным контекстом существования в мире.
Отдельно мне хотелось бы выделить корпус работ, в которых авторы осмысляют основные принципы экологического мировоззрения в их связи с религиозным мистицизмом, мифологическими представлениями о природе и взаимосвязанности всего сущего.
Еще одной важной темой является телесность, ведь именно тело обеспечивает нам первичные смыслы посредством физических чувств. Тело не только фиксирует человеческую животность, но и позволяет расширять нашу субъективность в коннекте взаимодействия с другими нечеловеческими сообществами и формами жизни.
Гибридность, как одно из главных свойств современной жизни, также вошла в круг основных вопросов, ведь наш мир уже давно заполонили объекты, занимающие транзитное положение между природой и культурой — соединения машин, людей, природных явлений и технологий. Идея гибридизации двух миров, характеризует также и новое «экологическое сознание», означающего понимание целостности среды обитания человека и его зависимости от антропогенных изменений.

Алиса Прохорова
ассистирующий куратор
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА НА БИЕННАЛЕ?
Я поддерживаю общий процесс создания проекта на разных его стадиях. Больше всех общаюсь с художниками, контролирую продакшн, развеску. Мне важно услышать желания художника, куратора, галериста, коллекционера и согласовать их внутри проекта.
БЫЛИ ЛИ ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ХОТЕЛИ ЗАТРОНУТЬ?
Достаточно много внимания на выставке уделено теме традиций отдельных народов, сохранения, преобразования их верований и культов. Было важно не только рассказать о древнем знании, но и отразить присутствие духовной традиции в настоящем, ее влияние на ритмы и формы жизни, которые вопреки глобализации делают уникальным опыт жизни конкретного человека.
ПОЧЕМУ НУЖНО ОКАЗАТЬСЯ НА БИЕННАЛЕ?
Это прекрасная возможность понять, что экологическая тема в искусстве — это не только про мусор, изменение климата и таяние ледников. В первую очередь, это возможность увидеть, осознать, как мир и свое место в нем могут воспринимать люди на другой стороне света, животные, растения, как выстроены цепочки взаимодействия между живым и неживым. Это расширяет представление о мире и обогащает воображение.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА БИЕННАЛЕ?
Любимая работа — Кристины Флорес Пескоран, художницы из Перу. Она представляет собой огромную инсталляцию из окрашенного лекарственными травами белого хлопка. Переплетенные нити разворачиваются в пространстве, напоминая грудную клетку. Художница на протяжении всей жизни занимается собственным исцелением, опираясь на медицину доколумбовой цивилизации, где сетчатые вуали из хлопка, как считалось, обладали магической силой. И этот опыт стал основой практики художницы, которая исследует, как природа и связь с предками помогает в восстановлении. Мы на протяжении целого дня занимались развеской этой работы, она очень запутанная, многослойная, а определенной схемы размещения у нее нет. Так что это был интуитивный и очень чувственный опыт взаимодействия, когда в конце концов работа овладевает пространством и раскрывается в нем.

Иван Репкин
архитектор главного проекта Биеннале
ЧТО ОЗНАЧАЕТ — АДАПТИРОВАТЬ ЗДАНИЯ ПОД ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА?
В рамках биеннале это оказалось отдельной и довольно интересной задачкой.
Нам хотелось учесть особенности существующих площадок. Так, например, в гостинице Ермолаевых было крайне важно оставить открытыми существующие стены с их фактурой и историей. Одновременно с этим мы стремились верно интегрировать застройку в пространство.
Здание Мытного рынка вообще имеет отдельную историю. Это место было одной из главных торговых площадок в центре города. Само по себе здание очень интересное, взять хотя бы крышу и внутренние конструкции кровли. Здесь нам хотелось оставить больше воздуха и сделать эту площадку достаточно свободной и легкой по своей структуре и ощущению.
ПОЧЕМУ НИЖНИЙ НОВГОРОД — ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ БИЕННАЛЕ ГОРОД?
Нижний Новгород — это потрясающее место, если быть честным. За последние несколько месяцев он мне очень полюбился. Тут много интересных исторических мест, новых площадок, отдельно стоит отметить, как город подошел к своему обновлению, благоустройству и культурной программе. Нижний обязательно стоит посетить, а лучше съездить на несколько дней, поскольку даже за его пределами много интересного, например, работы Владимира Чернышёва в двух часах езды.
В городе активно развивается культурная и светская жизнь, поэтому, на мой взгляд, Биеннале могла случиться только тут. Это крайне приветливый, красивый город с концентрированной культурной программой и потрясающей природой.
ПОЧЕМУ НУЖНО ОКАЗАТЬСЯ НА БИЕННАЛЕ?
На биеннале стоит оказаться по ряду причин. Первая — мы очень старались! Вторая — на биеннале представлено много как российских, так и иностранных художников и сразу на нескольких площадках в городе. Здесь вы найдете искусство на любой вкус: инсталляции, живопись, скульптура, графика, видеоарт.
СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ СО СЛОЖНОСТЯМИ В РАБОТЕ НАД БИЕННАЛЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК УДАЛОСЬ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?
Я думаю, что гладкая работа над таким масштабным проектом невозможна. Конечно, сложности были, но благодаря нашей команде, людям на площадке, менеджерам, художникам и большой поддержке со стороны города этот проект смог состояться.

Михаил Марткович
технический директор галереи «Триумф»
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА НА БИЕННАЛЕ?
Моя задача — сделать так, чтобы светильники светили, проекторы проецировали, а художники не плакали, когда их гениальные идеи превращаются в тыкву из-за технических проблем. В общем, стою на границе между художественным бредом и технической реальностью.
ПОЧЕМУ НУЖНО ОКАЗАТЬСЯ НА БИЕННАЛЕ?
На биеннале вы можете увидеть, как современное искусство пытается быть одновременно умным и понятным, а иногда просто пытается не упасть, что иногда получается даже забавнее!
СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ С ТРУДНОСТЯМИ В РАБОТЕ НАД БИЕННАЛЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАК УДАЛОСЬ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?
Конечно, за ультракороткий срок надо было превратить два здания, больше похожие на руины города Помпеи, в музеи. Террор против сотрудников, подрядчиков и контрагентов — единственный эффективный способ преодоления трудностей. Шучу!
ПОЛУЧИЛИ ЛИ ВЫ КАКОЙ-ЛИБО НОВЫЙ ОПЫТ, РАБОТАЯ НАД БИЕННАЛЕ?
Теперь я могу объяснить любому художнику, почему его гениальная идея технически возможна, но финансово эквивалентна покупке небольшого острова в Тихом океане.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА БИЕННАЛЕ?
Да, это часть основного проекта «Кожа Земли» в здании гостиницы Ермолаевых. Старая заброшенная гостиница, которая много лет смотрела на город пустыми глазницами окон, теперь превратилась в настоящий музей современного искусства. За 3 недели. Фантастика!

Мария Батусова
руководитель департамента событийного управления АНО «Центр 800» и координатор Биеннале
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ ВАША РАБОТА НА БИЕННАЛЕ?
Моя задача — в первую очередь, выстраивание диалога между проектом Биеннале и городом на разных уровнях, потому что проект не ограничивается только стенами музеев и галерей. Он захватывает весь город: осваивает новые пространства и здания, а также взаимодействует с городской средой.
И, конечно, это диалог между проектом Биеннале и административными структурами региона и города. Проект Биеннале объёмный и по-хорошему смелый, поэтому включает в процесс создания самые разные министерства, городские департаменты, ведомства, подведы и, конечно, бизнес.
БЫЛ ЛИ КАКОЙ-ТО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ВАС ОСОБЕННО ВПЕЧАТЛИЛ?
Пожалуй, одним из самых долгожданных и трепетных для меня стал проект «Кожа Земли», который совершил акт очень тонкой и осмысленной интервенции в городскую жизнь. Пространства, «выключенные» из обыденной жизни горожанина, — гостиница Ермолаевых и Мытный рынок — неожиданно не просто становятся доступными для посещения, но и обращаются с предложением поразмышлять вместе. Мне повезло наблюдать все стадии сборки этого проекта: от первых визитов на площадку, где были только голые стены и монтажные работы, до открытия. Например, 4 этажа здания гостиницы Ермолаевых, пустовавшего до этого момента, наполнились объектами художников со всего мира, которые работают с самыми разнообразными медиумами. И, конечно невероятно интересно открывать экспозицию слой за слоем: от обращения к корням на первом этаже до тонких звуковых вибраций на четвертом. Я ощущаю этот проект как слои кожи. Кожи Земли!
А С КАКИМИ ЕЩЕ ВЫЗОВАМИ ВЫ КАК ПРОДЮСЕР СТОЛКНУЛИСЬ В ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА И В ПРОЦЕССЕ?
Биеннале экологического искусства — многогранный проект, который выходит в город и заходит на территорию горожан. Например, в уличных проектах «Воздух» и «Поле». Такие проекты требуют согласования не только с администрацией города, но и в случае нанесения муралов, например, — с жильцами. И очень важно шаг за шагом выстраивать эту коммуникацию. Таким образом, формируется сложный, многоступенчатый процесс. Но в то же время он даёт очень правильное ощущение вовлеченности — нижегородцы начинают чувствовать свою причастность. Потому что экологическая биеннале — не про раздельный сбор мусора, она про экологию отношений человека с природой и собой. Не зря слоган Биеннале в этом году «О себе и о Земле».

Ольга Свичинская
совладелец креативного коммуникационного агентства AGNC, которое ведет PR-направление Биеннале
БЫЛИ ЛИ ТРУДНОСТИ С ТЕМ, ЧТОБЫ ДОНЕСТИ ВАЖНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ДО ПЛОЩАДОК, С КОТОРЫМИ ВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТЕ?
Экология — тема для всех и каждого, проект направлен на рефлексию взаимоотношений между человеком и природой. Ввиду этого, площадки и журналисты были расположены к теме изначально, но когда мы рассказывали им о масштабности, уникальности этого проекта и о том, какими визуальными инструментами и форматами мы доносим до аудитории о самой актуальной планетарной теме — поддержка стала еще теплее. Проект и правда амбициозный, международный и небывалого размаха — горжусь быть его частью.
БЫЛИ ЛИ НЕОЖИДАННЫЕ ВЫЗОВЫ В РАБОТЕ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ? ЧЕМ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ ДРУГОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?
Каждый проект и тема по-своему уникальны, в данном кейсе удалось погрузиться глубже в тему экологии и искусства, самой прочувствовать на себе желание поменять свои паттерны поведения, призвать других к вниманию, и всеми фибрами души ощущать единение с природой через искусство, которое мы видели на уже открывшихся выставках: «Земное/планетарное», «Цифровые надежды», «Кожа земли» и «Зона пчел».
КАКИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОСНОВНЫЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ НЕСЕТ ПЕРВАЯ БИЕННАЛЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА?
Экология касается каждого. Идея коллективной ответственности. Осознание, переосмысление текущих планетарных процессов, важность говорить и обращать свое внимание на эту тему.

Динара Шарлапаева
специалист по культурному пиару экологической Биеннале
БЫЛИ ЛИ НЕОЖИДАННЫЕ ВЫЗОВЫ В РАБОТЕ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ? ЧЕМ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ ДРУГОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?
Неожиданностей не было, а вызовов в пиаре, конечно, достаточно. Особенность этого проекта заключается в том, что Биеннале экологического искусства проводится впервые, и рассказывать о проекте нужно с нуля, увлечь людей, найти правильные слова и создать необходимые ассоциации, нити, ключи.
ПРОЕКТ ОХВАТЫВАЕТ МНОЖЕСТВО ПЛОЩАДОК И ЗРИТЕЛЕЙ, КАК ВЫ ПОМОГАЕТЕ ПОГРУЗИТЬСЯ И В КОНТЕКСТ ЭКОЛОГИЧНОСТИ, И В СПЕЦИФИКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Слоган Биеннале: «О себе и о Земле». Он очень созвучен моему мироощущению, так же как и холистический подход к природе, во многом поэтому мне было легко рассказывать о ценностях биеннале и работах художников. Я всегда работаю с проектами и людьми, чьи ценности я разделяю, тогда все выстраивается само собой. Так произошло и здесь.
ЧТО ДЛЯ ВАС СТАЛО САМЫМ ВДОХНОВЛЯЮЩИМ В РАБОТЕ НАД ЭТИМ ПРОЕКТОМ?
Масштаб! Биеннале представлена на шести площадках, более полутора сотен художников, объединенных одной темой. Ну и самое, главное — команда. Работать с людьми, для которых не существует мелочей и усталости, у которых горят глаза общим большим делом, — это большая удача и вдохновение.
Авторы: Анастасия Лобачёва, Саша Шапиро, Мария Шаронова
Фото: Анатолий Козьма
04 June, 2025