Where the beauty gets created: inside Anna Antonova’s studio in Moscow
Anna Antonova began her artistic practice after years of working in cultural management. Last summer, her paintings were shown at London’s Royal Academy of Arts, and her recent projects include a group show in Paris.
She spoke with Masha Polnikova—art producer, educator, and co-founder of Zakadrom talent agency—about participating in international projects, building an art career, and putting a “Not for Sale” label on her own work.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

АНЯ, ЭТО ТВОЕ ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ, ЧТО ДЛЯ МЕНЯ РАДОСТЬ: РАБОТА С НОВЫМ ГЕРОЕМ — ЭТО ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АВТОРСТВА. ОГОВОРИМСЯ, ЧТО МЫ ЗНАКОМЫ БОЛЬШЕ 10 ЛЕТ, СО ВРЕМЕН, КОГДА ТЫ РАБОТАЛА ПРОДЮСЕРОМ В VCA (V CONFESSION AGENCY), А Я ЗАНИМАЛАСЬ ПЛАТНЫМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ. ПОЭТОМУ В ЭТОМ РАЗГОВОРЕ НЕМНОГО КОСНЕМСЯ И ПРИВЕТЛИВОСТИ КОЛЛЕГ ПО ЦЕХУ К НОВИЧКАМ, И ПЕРЕНОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В НОВОЕ ПОЛЕ.
КАК ПРОДЮСЕР Я ЗАМЕЧАЮ НЕКОТОРУЮ СТИГМУ О ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССНЫХ КАРЬЕРНЫХ ШАГОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ИНОСТРАННЫХ ПРОЕКТАХ. ПОДМЕЧАЛА ЛИ ТЫ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРОФЕССИИ, НЕЧТО ПОДОБНОЕ ЗА СОБОЙ? РАССКАЖИ, КАК ТЕБЕ ПРИШЛА ИДЕЯ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ЛЕТНЕЙ ВЫСТАВКЕ КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В 2024 ГОДУ? И ПОЧЕМУ ТЫ РЕШИЛА ПОВТОРИТЬ ЭТОТ ОПЫТ В 2025 ГОДУ?
Эту идею подсказала моя подруга Дина Мостовая, с которой мы познакомились в Барселоне (прим. автора — Аня в 2023 году училась в Барселонской Академии Искусств на программе академического рисунка). Она пиарщица с многолетним стажем, специализируется на продвижении стартапов и в какой-то момент увлеклась искусством: решила сделать пиар-направление в этой области и открыла агентство Sensity Studio. Честно говоря, несмотря на огромное количество поездок в Лондон и жизнь там, я не знала про существование Летней выставки Королевской академии художеств, хотя она существует с 1769 года и является старейшей и крупнейшей выставкой с открытым конкурсом, то есть проектом, где к отбору допускается любой человек, независимо от происхождения, страны проживания, возраста.
Дина помогла, сделав информационную справку с описанием процесса участия в Летней выставке. На конкурсе ограничено количество заявок: в 2024 году открывалась продажа 16 500 слотов, в этом году показатель был увеличен до 18 000. Для участия необходимо оплатить сбор — можно заявить сразу две работы, заплатив 40 фунтов за каждую. Если ты независимый художник, заплатить условно 10 тысяч рублей за потенциальную возможность участия в проекте становится существенной инвестицией. В целом, бюджет на подобные формы продвижения — это ощутимые затраты, которые часто не по карману художнику. Отдельный квест — найти держателя иностранного банковского счета, который сможет этот взнос сделать, потому что с российской карты его не произвести.
Сама форма подачи на Летнюю выставку очень простая, чем отличается от многих опен-коллов, запрашивающих расширенную биографию и артист стейтмент, что останавливает от участия: заполнение огромной анкеты и концептуальное подстраивание своей практики и работ к конкретной теме и проблематике на уровне мотивационных писем нередко становится неподъемной задачей. Однако каждый год есть некая общая тема: в 2024 году она звучала как “Making Space”, в 2025 году — “Dialogues”. Задается широкая концептуальная рамка, а в заявку ты загружаешь исключительно изображение своей работы, указываешь ее размеры, медиум, имя автора, адрес, отмечаешь галочкой, являешься ли ты налоговым резидентом Великобритании, участвовал ли в других Летних выставках Академии.
ИТАК, ТЫ ЗАПОЛНЯЕШЬ ЛАКОНИЧНУЮ АНКЕТУ, ОПЛАЧИВАЕШЬ ОТНОСИТЕЛЬНО УВЕСИСТЫЙ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОГО ХУДОЖНИКА ИЗ РОССИИ ВЗНОС И ЖДЕШЬ. КАК ТЫ ВЫБИРАЛА РАБОТЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ?
Делать взнос необходимо сильно заранее, в момент начала отбора, потому что все слоты разлетаются за пару недель. Подобная популярность проекта восхищает, при этом в Великобритании все-таки к этой выставке неоднозначное отношение. По крайней мере, у лондонцев восприятие снобское, мол, чуть деревенский, потешный проект, эдакая ярмарка выходного дня от мира современного искусства.
Я приобрела заявку в январе 2024 года. Долго отбирала работы для подачи, собирала советы, потому что переживала, как будут восприняты подаваемые мной полотна в силу невозможности сопроводить их развернутым комментарием. Но на некотором интуитивном уровне я остановилась на портрете британского художника, «Питер Дойг. Жест Руки», и на крупноформатном пейзаже «Уфицци». Эта работа мне казалась красивой, выразительной и живописной. Произведения отправляются в формате фотографий, спустя полтора месяца приходит решение, прошел ли ты в шорт-лист. И, если тебя отобрали, нужно еще раз извернуться и каким-то образом отправить работу в Лондон. В моем случае одна картина была отобрана в шорт-лист, то есть предстояло участвовать в следующем этапе, который устроен как осмотр объектов в реальном времени комиссией. В социальных сетях Академии есть веселые видео с комиссией на стульчиках, мимо которых люди несут работы, одну за одной. В 2024 году на шорт-лист попало 4000 работ, из них более 1700 стали финалистами.
ГДЕ-ТО В АНКЕТЕ ПРОСЯТ УКАЗЫВАТЬ СТРАНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ?
Нет, но просят указывать адрес для связи, и я указала испанский адрес друга, просто потому что переживала за пересылку документов и думала, что в Россию они могут не попасть. И сейчас подавалась вновь с этим адресом. Мы можем сделать предположение, что люди, которые читали анкету, не знают страну моего происхождения, но, кажется, что у меня характерное имя — Анна Антонова —, хотя его носителем может быть человек из сразу нескольких стран, ранее входивших в состав СССР. Человек по имени Джон может быть из Великобритании, США, Канады. Но важно, что на уровне анкеты никто тебя не прижимает к стене с вопросом, откуда ты родом. Учитывая, как много сегодня у каждого из нас товарищей в самых разных географиях, можно перестраховаться и дать адрес знакомого, если есть переживания о возможной дискриминации.
ЧТО ТЫ ИСПЫТАЛА, КОГДА УЗНАЛА ОБ УСПЕШНОМ ОТБОРЕ НА ВЫСТАВКУ, И КАК ТЫ ОТВОЗИЛА СВОИ РАБОТЫ?
Когда мне прислали новость, что я прошла отбор в шорт-лист, я замерла — эмоционально это было что-то невероятное. На этапе финального отбора я буквально расплакалась — почувствовала, что в моей личной профессиональной практике случился значимый этап. И было важно профессиональное признание, что как российский художник я все-таки могу участвовать в международных выставках.
Попавший в шорт-лист портрет Питера Дойга, который показался нам с учительницей крайне ожидаемым для комиссии выбором (хороший портрет любимого британского художника), обладал важным преимуществом — небольшим размером, 25 на 35 сантиметров. Знакомый летел в Лондон, отвез картину в багаже, дальше в Лондоне ее подхватила моя подруга и передала в Академию. Важно, что отнести работу в Академию можно только в конкретные четыре дня в рамках забронированного слота. И по итогу уже второго этапа отбора я получила заветный имейл с поздравлением, что прошла отбор на Royal Academy Summer Exhibition.

РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК УСТРОЕНА ПРОДАЖА РАБОТ НА ЛЕТНЕЙ ВЫСТАВКЕ: ЦЕНЫ РАБОТ ПУБЛИЧНЫ, УВИДЕТЬ ИХ МОЖНО В ЭКСПЛИКАЦИИ, А КАК ОНИ ФОРМИРУЮТСЯ?
Художник самостоятельно определяет стоимость работы и указывает ее при загрузке материалов. Никаких правил или рекомендаций о минимальном или максимальном пороге цены не существует, Академия не может ее изменить, но при этом берет на себя весь процесс продажи. Комиссия Академии составляет 30%, но есть возможность выбрать опцию не продавать работу, и я пошла именно по этому пути. В этом случае у работы появляется обозначение NFS (прим. автора — “Not For Sale”). Друзья, посещавшие выставку, задавали регулярно мне вопрос, что это за аббревиатура. Мое решение обусловлено усталостью от бюрократии: так как я не являюсь налоговым резидентом Великобритании, необходимо было отдельно заниматься получением налогового номера. Попытки разобраться в устройстве этих правил не привели к успеху, и я подумала, что потрачу много времени (или много денег на консультации с налоговыми экспертами), чтобы в итоге заработать условные 300-500 фунтов. Работа осталась в моей личной коллекции (вновь спасибо подруге, которая забрала ее из Академии), уехала участвовать в парижской групповой выставке, а знакомые заказали ее копию.
ТЕБЕ УДАЛОСЬ ПОБЫВАТЬ НА САМОЙ ВЫСТАВКЕ?
У меня не было визы, я подала документы, ждала решения почти два месяца, и когда ее сделали, в начале августа, уже оставалась неделя до конца выставки, и я поняла, что не готова отложить все свои дела и уехать... На тот момент многие мои друзья сходили на выставку, сделали фотографии, поделились своими впечатлениями. Я чуть пострадала от FOMO, но смогла отчасти прожить этот опыт онлайн, в том числе в социальных сетях Академии.
По итогам выставки сделали аналог каталога: небольшую книжечку, где упомянуты все представленные работы с указанием имени автора, названия работы и номера зала, где она находилась, правда, нет фотографий.
КАКОЙ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД ТЫ СДЕЛАЛА ПО ИТОГАМ ЭТОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЛИНОЙ В ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ?
Очень простой: нужно ничего не бояться и отправлять заявки везде, где откликается, совпадают ценности, и есть возможность легального участия. Действительно как-то всё складывается: находятся люди, которые могут и оплатить, и довезти, и забрать, и купить твои работы.
ТЫ РАССКАЗЫВАЛА ОБ ЭТОМ ОПЫТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ЛИ ТВОЙ ОПЫТ КАК НЕКОТОРЫЙ ФЕНОМЕН? МЫ НАЧАЛИ РАЗГОВОР С ОБОЗНАЧЕНИЯ БОЛЬШОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ, И ТЫ ПРИЗНАЛАСЬ, ЧТО САМА БЫЛА ЕГО НОСИТЕЛЕМ, И ТЕБЕ КАЗАЛОСЬ СЛОЖНО ДОСТИЖИМЫМ, ЕСЛИ НЕ НЕВОЗМОЖНЫМ, УЧАСТИЕ В ТАКОМ ПРОЕКТЕ. И Я ДУМАЮ, ЧТО МНОГИЕ РОССИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ МОГУТ ИСПЫТЫВАТЬ ПОХОЖЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Реакция «вау» была от близкого круга — тех, кто оказался вовлечен в этот процесс, кто помогал советом. И одновременно они писали, что не сомневались в успехе. Я действительно отчасти ожидала, что будет какой-то интерес со стороны СМИ или профессионального сообщества, потому что, кажется, у нас в культуре, всё еще есть некоторый фетиш заграничного. Но интереса не последовало. Для меня это стало столкновением с реальностью и одновременно подтверждением того, что результаты на международном рынке не влияют на развитие карьеры в России.
В ЭТОМ ГОДУ ТЫ СНОВА РЕШИЛА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ. КАК БЫЛ ПОСТРОЕН ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ, КАКИЕ РАБОТЫ ОТОБРАЛА, И, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПОЧЕМУ РЕШИЛА ПОВТОРИТЬ ЭТОТ ОПЫТ?
Честно, я просто не нашла альтернативы этому проекту: хотела еще одну выставку за пределами России, чтобы закрепить свое присутствие в международном пространстве. И, да, таких сильных эмоций как в прошлом году у меня не было. Я вновь подала две работы (прим. автора — на момент проведения интервью результатов отбора не было, а в конце марта Аня получила отказ), они снова обе будут отмечены как NFS, потому что я не хочу тратить время на бюрократию, судьбу работ еще не определила и пока не готова их показывать.
Важно, что, готовясь к подаче заявки, даже с учетом ее упрощенной формы, я загружала кучу аналитики в свою голову: о личности куратора, информацию об участниках комитета по отбору работ. Но так или иначе на этапе выбора произведений многое делается на стыке полученной информации, ее анализа и собственной интуиции.
СКОЛЬКО ЛЕТ НАСЧИТЫВАЕТ ТВОЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА? КАК ОНА РАЗВИВАЕТСЯ?
Я начала практиковать в 2020 году, не мысля себя держателем профессии, а испытывая интерес к обучению, радость и удовольствие от процесса. Первую выставку открыла в 2022 году в Москве, заявив миру, мол, здравствуйте, я теперь художник. Это был опыт в рамках некоммерческого междисциплинарного проекта Art Space Hopping, созданного Евгенией Боневерт, где художники, музыканты, поэты, писатели, танцоры показывают свое творчество в не музейных и не галерейных пространствах. Можно открыть двери мастерской, репетиционной базы, сделать перформанс на улице, договориться с кафе и превратить его в площадку, то есть — самостоятельно придумать формат, а фестиваль организует пиар-поддержку, делает пресс-тур журналистов. Взнос за участие достаточно символический, а поиск площадки и договоренности с ней находятся в твоей зоне ответственности.
Меня одолевал невероятный ужас в связи с затеей участвовать в фестивале с выставочным проектом, я пришла к Оксане Федоренко (прим. автора — создательница проекта «Кривоколенный 9с3»), с которой мы еще не были знакомы, руководствуясь некоторым внутренним импульсом. На тот момент я уже два года постоянно занималась живописью, и для меня было важно сделать что-то для своего развития. Я пришла на эту встречу, представилась художницей, рассказала о своем желании сделать проект. У меня было много маленьких акварелей, и я их все принесла, рассказала про опыт работы продюсером, устроила нейм-дроппинг. К моей большой радости, Оксана согласилась меня поддержать. В итоге мы очень подружились, и Оксана стала тем человеком, который меня поддерживает во многих идеях, инициативах, приглашает в групповые выставочные проекты, которые проходят на территории «Кривоколенного». И я могу сказать тоже абсолютно честно, что отработала первую выставку на сто процентов: она длилась месяц, я несколько раз в неделю приходила туда со всеми своими друзьями, с семьей, с дальними знакомыми. И Оксана наблюдала за тем, как я занимаю столики и одновременно рассказываю о работах, буквально поселившись на площадке.
Синдром самозванца с тех пор никуда не исчез, он продолжает временами меня трагически настигать. При этом опыт работы продюсером в сфере культуры, который познакомил меня со значительным количеством людей из музейной и галерейной среды, не давал уверенности: я думала, что именно представители профессионального цеха будут мне не рады, считать лишней и выступят гейткиперами в силу высокого уровня снобизма. Огромной радостью была поддержка коллег по цеху (кураторов, руководителей значимых проектов, напарников по агентству), которые были рядом и деятельно помогали в момент профессионального перехода из роли менеджера и продюсера в художника.

КАК ТЫ ПОПАЛА НА ГРУППОВУЮ ВЫСТАВКУ В ПАРИЖЕ? ЕСЛИ Я ПРАВИЛЬНО ПОНИМАЮ, ИМЕННО ТУДА ПОЕХАЛА РАБОТА С ЛЕТНЕЙ ВЫСТАВКИ 2024?
Да, всё так, эта работа и еще несколько акварельных из новой серии, которые я сама привезла из России. Меня пригласила коллекционерка моих работ, появившаяся опять же на стыке везения и последовательного усилия, где тебе жутко, но ты делаешь вопреки. Когда я только начинала и готовила выставку в «Кривоколенном», то не понимала, как формировать цены на работы. Пришла за советом к своему другу фотографу Тиме Колесникову, который тоже начал переход в художественную карьеру, и он познакомил меня с коллекционером, заверив, что та сможет поделиться экспертизой. Опыт продюсерства невероятно помог мне в профессии художника: навык писать незнакомым людям, умение верстать ньюслеттеры и многое другое родом именно оттуда. Да, когда я начинала, за плечами не было опыта в 5-10 лет профильного обучения и регулярной художественной практики, но зато я знала, что работы должны быть оцифрованы, с фиксацией их размера, материалов, а на сайте художника необходимо размещать актуальную информацию о наличии работ. После первой выставки я сама себе сверстала каталог. Ты можешь ждать очень долго, пока галерея или музей сделает это для тебя, а можешь сам обзавестись заветной книжечкой, распечатать ее и дарить. Возвращаясь к истории знакомств, коллекционер пришла на мою первую выставку, купила работу и постепенно у нас завязались отношения. После она организовывала групповую выставку в Париже, куда и позвала меня в силу нашего знакомства. Отмечу, что работы на выставке не продавались.
У ТЕБЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ЧАСТИ ПРОДАЖ РАБОТ, ПРИ ТОМ ДОВОЛЬНО УСТОЙЧИВАЯ. РАССКАЖИ ПРО ЭТОТ ОПЫТ.
Начнем с того, что я парадоксально не люблю продажи. Очень неприятен страх быть отверженной, когда тебе скажут «не хотим», этот отказ меня очень травмирует. Когда я только начинала, и мои работы стоили 5-10-15 тысяч рублей, то у всей моей семьи была повинность делать покупки.
ТАК ЭТО ЖЕ НОРМАЛЬНО, КОГДА ТЕБЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ БЛИЖНИЙ КРУГ, НЕ ВИЖУ В ЭТОМ КАКОЙ-ТО КАТАСТРОФЫ.
Мне кажется, кто-то стесняется подобного.
ДАВАЙ ПОПРОБУЕМ ПРОВЕСТИ ПАРАЛЛЕЛИ. ТЫ, КАК НЕЗАВИСИМЫЙ ХУДОЖНИК, ПОШЛА ПО ТАКОМУ ПУТИ: НАПИСАЛА СЕМЬЕ, ДРУЗЬЯМ, БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ — ПРИХОДИТЕ НА МОЮ ПЕРВУЮ ВЫСТАВКУ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ТАМ УВИДИТЕ. НО ЕСЛИ БЫ ТЫ В ЭТОТ МОМЕНТ РАБОТАЛА С ГАЛЕРЕЕЙ, ГАЛЕРЕЯ ЗАНИМАЛАСЬ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТЕМ ЖЕ САМЫМ: ПИСАЛА СВОИМ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ, КОТОРЫЕ ТОЖЕ В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ЕЕ ДРУЗЬЯ. ТЫ ВИДИШЬ КАКОЕ-ТО ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ?
Да, это одно и то же, так и есть. В галерее больше аудитория и больше пул коллекционеров. При этом считается, что 90% людей, которые покупают искусство, если это не какие-то очень дорогие работы, то это люди, так называемые, начинающие покупатели. То есть не коллекционеры, а просто любопытные до понравившейся им работы или художника.
ТЫ РАБОТАЕШЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ ТЕБЯ УЗНАВАЛИ?
Да, но, конечно же, работать в этом направлении нужно существенно больше. Я пробовала сотрудничать с блогерами, чтобы развивать личные социальные сети, но у меня был неудачный опыт: или публикация не выходила, или приносила пару новых подписчиков и ноль покупателей. Это были бартерные публикации, когда ты пишешь: «Здравствуйте, я хочу подарить вам работу в обмен на вашу поддержку в социальных сетях». Я была готова отдать какие-то небольшие произведения, но не была готова платить гонорары, делая пробные шаги, и сделала выборку работ, которые мне было не жалко, со стоимостью около 30-40 тысяч, то есть относительно дорогие, но я приходила к охватным блогерам, у которых рекламная интеграция стоит сопоставимых денег или в разы дороже. Спустя время я поняла, что это не стоило того.
Количество подписчиков в действительности не так важно, значимо их качество. Если каждый из 2000 моих сегодняшних фолловеров купит у меня работу, я буду миллионером. Поэтому важно качественное налаживание связей и регулярный рассказ о практике: и онлайн, и через оффлайн-события, потому что, как и с любым видом искусства, непосредственное взаимодействие со зрителем играет ключевую роль. Зимой 2023 года я делала выставку в офисе VCA, которое очень напоминает галерейное пространство (прим. автора — над проектом работало бюро SAGA). Очень благодарна бывшим коллегам и в особенности Юлии Черновой и Ксении Таракановой за такую возможность. При этом проект стал очень трудозатратным: много времени, сил и денег ушло на оформление работ, организацию развески, профессиональный свет, небольшой фуршет на открытии. И по итогу самой выставки, которая длилась месяц, купили одну работу. При этом я сверстала каталог с ценами, отправила его всем пришедшим со словами благодарности за внимание к проекту. И спустя полгода после закрытия выставки все эти работы раскупили, что я объясняю возможностью увидеть работы вживую на выставке и постепенно созреть до их покупки.

ТЫ НЕ ЛЮБИШЬ ПРОДАВАТЬ РАБОТЫ, ИСПЫТЫВАЯ ПОНЯТНЫЕ ОПАСЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОТВЕРЖЕННОСТИ. У ТЕБЯ ЕСТЬ ПУЛ КЛИЕНТОВ, К КОТОРЫМ ТЫ ПРИХОДИШЬ ПЕРВЫМИ, КОГДА СОЗДАЕШЬ НОВОЕ?
Наверное, надо было бы его сформировать, но, знаешь, сейчас я в специфической фазе: показываю работу в социальных сетях и раз в три месяца делаю ньюслеттер, который изначально казался мне абсолютно бесполезным инструментом, а в итоге привел к нескольким продажам. Хотя я не продаю напрямую в нем работы, я просто рассказываю, над чем сейчас тружусь, показываю отдельные произведения, и в ответ получаю запросы о том, что есть в продаже. Поэтому у меня всегда есть актуальная версия каталога работ, где указаны их размер, медиум и цена.
ВОЗМОЖНО, Я ИЗБЫТОЧНО СУРОВА, НО КАК БУДТО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ХУДОЖНИКИ НАСТОЛЬКО СИСТЕМНО ПОДХОДЯТ К ТОМУ, КАК РАССКАЗЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ, А ЭТО ТВОЕ ПОНЯТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, СОГЛАСИСЬ. ДАЖЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ УДОБНЫМ, ДЕШЕВЫМ И БЫСТРЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ РЕДКО ПОЗВОЛЯЮТ НАЙТИ АКТУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТАХ, А НЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ГОТОВ К ЖИВОЙ КОММУНИКАЦИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Некоторые художники активно развивают свои соцсети, делая на этом упор, например, создавая много видеоконтента. У меня возникает некоторый внутренний конфликт, растущий из предубеждения, что, становясь инстаграмным художником, ты вряд ли когда-нибудь начнешь работать в серьезной галерее. Я не знаю примеров художников с мировой славой, рассказывающих о практике в духе: «Сегодня я пришел в мастерскую чуть раньше». Арт и культурная тусовка достаточно снобская, и есть придирка к твоему прошлому, к соответствию неким стандартам, ожиданиям. Чтобы продавать работу, действительно нужна «сложность», с запросом на которую я сталкиваюсь. Язык рассказа важен и его упрощение сулит невостребованность. Ощущение, что должна оставаться какая-то загадка, а демонстрация внутренних повседневных процессов в дружелюбной манере словно имеет корреляцию с качеством искусства: больше фотографий матча-латте — меньше интересных работ и наоборот.
АНЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ТЫ САМА СТАЛА НОСИТЕЛЕМ НЕКОТОРОГО СНОБИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
Я нахожусь в этом конфликте, потому что хочу быть открытой, дружелюбной, но мне кажется, что, будучи такой, я не попаду в касту художников, работающих с так называемыми blue-chip galleries, лидерами международного арт-рынка (David Zwirner, Hauser and Wirth, PACE etc). Время покажет.