Куда сходить этой осенью в Москве? Гайд по ярмаркам и галереям

Новости

Автор: Анжела Гурциева

Обложка: cosmoscow.com

12 September, 2023

Интенсивный летний сезон с его многочисленными выездными ярмарками и фестивалями уступает место осени, наполненной, в свою очередь, событиями галерейного толка. В этой подборке мы рассказываем о необходимых к посещению галерейных ярмарках и выставках, а также о том — как каждая из проводимых там выставок резонирует с местной действительностью.

Ярмарка blazar. Источник: blazar.art

ЯРМАРКИ

21.09 –24.09
blazar art fair, Музей Москвы

Одно из ключевых событий в галерейной жизни столицы — ярмарка молодого современного искусства blazar — в этом году поделена на несколько ключевых секций: независимых художников, галерей и цифрового искусства. Среди московских галерей представлены «Наковальня», A-s-t-r-a, Art & Brut, Set Projects и Sistema — хотя география участников все же шире и охватывает в том числе Самару (галерея «Виктория»), Нижний Новгород (галерея 9Б), Казань (центр современной культуры «Смена») и Санкт-Петербург (Didi Gallery).

Из новичков этого года — онлайн-галерея и по совместительству креативное агентство Shift, успевшее наладить сотрудничество с художницами «Малышки 18:22» и Настей Ливадновой. На ярмарке Shift представят работы Полины Фроловой, Полины Шилкините, а также победительницы опен-кола Ясно и «Объединения» Ангелины Ермачковой. Другим нововведением в организацию этого года стало появление секции Агентства креативных индустрий города Москвы — на ней будут представлены 20 художников, отобранных жюри городской службы. Среди них есть участник девятого сезона «Открытых студий» Саян Байгалиев и художница «Объединения» Екатерина Герасименко.

Ярмарка Cosmoscow. Источник: cosmoscow.com

29.09 — 1.10
Cosmoscow, ВК «Экспоцентр»

«Эту работу скорее всего вы никогда не увидите вживую» — так начинается текст Артёма Филатова, художника года Cosmoscow 2023, о проекте, который художник представит на грядущей ярмарке. «Все исчезнет!» представляет нарочито уязвимую серию графических работ, спрятанные от зрителей в темных папках и написанных с использованием выцветающей зеленки. Аспект «видимости» произведения искусства и его сокрытости становится особенно интригующим, если учитывать, что Артём — в первую очередь уличный художник, а стрит-арт, в противовес, предполагает широкую видимость и обнаженность.

Институция года, уфимский центр современного искусства ZAMAN, поделится на ярмарке результатами проведенных за последние пару лет выставок и исследований, посвященных республикам Поволжья и соседним регионам. А музей года — из соседней, Пермской области — PERMM на своем стенде расскажет о масштабной реновации автомобильного центра, который станет новым выставочным пространством институции. Для этого, Василий Кононов-Гредин, традиционно работающий с большими, объемными форматами, представит мультисенсорную тотальную инсталляцию. Отдельным хедлайнером ярмарки будет Виктор Мизиано, курирующий в этом году образовательную программу Cosmoscow. А на днях в социальных сетях ярмарки был опубликован полный список галерей, которые примут участие в этом году.

Выставка Родиона Китаева Silent Hill в Iragui Gallery. Источник: iragui.com

ГАЛЕРЕИ

29.06 — 03.10
Silent Hill, Iragui Gallery

«Несколько снов вытесняют один другой, когда я пытаюсь вспомнить их; мог восстановить только несколько обломков. Узорчатый лоскут похожих на плющ листьев или светотень, отпечатавшаяся в подсознании и повисшая около меня, была узнана мной как судьбоносный знак неизбежного конца, чувства “вот оно!”» — пишет Набоков в дневнике своих сновидений. Схожим образом компиляция эмоций и образов, обломков воспоминаний и сновидений становятся для Родиона Китаева материалами для «сказки-страшилки», болезненно напоминающей реальность. Текстильные и живописные работы Родиона становятся основным корпусом работ выставки, одноименной хоррорам “Silent Hill”.

Работа Марии Ефременко с выставки в галерее «Триумф». Источник: triumph.gallery

19.08 — 01.10
«Юмико Оно. Перепития» и «Мария Ефременко. Игра», Triumph Gallery

В «Триумфе» проходят сразу две персональные выставки художниц-керамисток Юмико Оно, выпускницы петербургской Академии им. Штиглица, проживающей в США и Японии, и Марии Ефременко, выпускницы «Базы». Сходств сразу несколько — серийность работ, медитативность их создания, округлость форм, а также поиск вечно ускользающего баланса в дихотомиях черный-белый, природа-человек, хрупкий-прочный и реальность-утопия. При этом выставка Оно названа в честь мифологического сюжета — перипетии, неудачи, возникающей в жизни избыточно самоуверенного героя, и последующего божественного наказания, что рифмуется с политическим контекстом, на который в своих собственных интерпретациях и опирается художница. Мария Ефременко же, наоборот, опирается на личность зрителя, игриво предлагая им подумать о собственных правилах (взаимодействия с керамикой, осмотра выставки или же — шире — проживания жизни и места в истории) и возможных мифологиях.

03.09 — 13.09
«Улица — женского рода», Галерея Электрозавод

«Улица — женского рода» — это еще один проект с «женским взглядом» — но в этот раз не на керамику, но на стрит-арт. Следуя заданному за несколько последних лет вектору, изначально мужчиноцентричный стрит-арт за последние годы активно пополняется женским присутствием (так, например, фестиваль стрит-арта «Морфология улиц» в этом году фокусируется на женщинах). Выставка-инсталляция в Электромузее организована исследовательским проектом FEMSTREET и объединяет «в своих стенах» 22 стрит-художницы и граффитистки из России и других стран.

27.07 — 24.09
«Пропейзаж», ГРАУНД Солянка

Пейзаж — это, по словам Антона Хитрова, ключевой на текущий момент жанр российского фигуративного искусства. Однако если художники в эмиграции обращаются к пейзажной живописи, чтобы запечатлеть непривычные ландшафтные и культурные странности конкретной новой местности, то художники проекта «Пропейзаж» используют «живое» и «природное» в качестве чего-то универсального и всем знакомого. Отталкиваясь от этого образа, они начинают обмен, причем буквальный: играя в буриме — «игру с передачей видимой части рисунка следующему участнику» — художники, работающие в разных жанрах, передают свои работы друг другу, дополняя и создавая мультимедийные инсталляции.

Выставка «Пустая трата времени». Источник: nakovalnya.gallery

11.08 — 24.09
«Пустая трата времени», Галерея Наковальня

Видеоигры — амальгама самых разных визуальных, музыкальных и пространственных жанров, — начиная с 90-х годов все чаще становились объектом изучения современных художников и кураторов. Выставка в недавно открывшейся «Наковальне» посвящена видеоиграм — тому, что несмотря на сложность своей формы, принято считать «пустой тратой времени». В этом контексте выставка тематически вторит практике как зарубежных художников (включая Хито Штейерль, Джона Климу или Карсон Линн), так и российских — как минимум за последние несколько лет видеоигры как медиум использовали Юлия Кожемяко (supr), ИльяМазо, Маша Данцис и другие. Выставка в «Наковальне» отличается от многих других тем, что, вдохновляясь видеоиграми, художники обращаются как к цифровым, так и более привычным материалам — акрилу, маслу, керамике и жести: по словам куратора Стаса Ломакина, «эмоции от этого юного и прогрессивного медиума [художники] выражают в техниках с вековой историей». Выставка при этом актуализируется тем фактом, что видеоигры за последние полтора года во многом стали актуальной формой эскапизма — избегания происходящей вовне реальности — и в этом смысле «пустая трата времени» становится репаративной практикой.

13.09 — 17.11
«Планетарные туманности», Sistema Gallery

Другая возможная форма эскапизма — работа с космичностью. Художник Ростан Тавасиев, ранее в своей практике использовавший плюшевые игрушки, обращается в этот раз к другим нестандартным материалам — планетарным туманностям (​​представляющим собой облака ионизированного газа, окружающие карликовые звезды в космосе). В серии живописных картин, которые будут представлены в недавно открывшейся галерее Sistema, Тавасиев фантазирует о том, как могли бы выглядеть скульптуры, размером до «тринадцати триллионов километров» и на создание которых понадобится не менее двадцати тысяч лет.

27.09 — 06.11
«Гламурный андеграунд», Syntax Gallery

Новая выставка в Syntax Gallery в Cube.Moscow воздает должное феномену художественных объединений Москвы. Проживая и работая в мастерских, расположенных в доме Лебяжьего переулка рядом с Кремлем, 20 художников — среди которых Гоша Острецов, Георгий Литичевский, Ирина Корина, Ольга Божко, Ольга Кройтор и другие — объединились в 2010 году в сообщество «Вглаз». В галерее Syntax, расположенной фактически под землей — на -2 этаже, художники откроют выставку, название которой отсылает, вероятно, в первую очередь, к андеграунду советскому (в котором также было место различного рода художественным объединениям, избегающих государственного диктату), а во вторую — к фильму «Андеграунд» Эмиля Кустурицы, в котором жители города, несогласные с фашистской оккупацией, уходят в подполье и строят свой новый-дивный мир, противостоящий уходящей всё дальше войне. Однако андеграунд, заявленный на выставке куратором Гошей Острецовым неожиданно становится гламурным, что могло бы показаться противоречивым, если бы не пятизвездочный отель The Carlton, открытый в разгар «гламурных нулевых», в подвале которого проводится выставка. На этой странной, противоречивой почве и разворачивается сюжет работ художников из «Вглаза».

Экспериментальная галерея Set Projects, пространство в Гостином дворе

НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

On a permanent basis, Set Projects

В этом году галерея Set Projects (раньше известная как Shaltai Editions), специализирующаяся на тиражном искусстве, провела ребрендинг своего пространства, которое оформило дизайн-бюро Blockstudio в Гостином дворе. Прообразом нового дизайна стал печатный станок, в связи с чем дерево и металл — преобладающие материалы мебели и экспозиционных стендов. Столешница, расположенная в центре зала, сделана из досок столетней давности, сохранивших текстуру и следы пользования прошедших лет. В пространство можно приходить по записи, чтобы ознакомиться с печатной графикой вживую и насладиться ситуативно меняющимися экспозициями.

Новости

Автор: Анжела Гурциева

Обложка: cosmoscow.com

12 September, 2023